Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"УКРЫТИЕ": ДОМ СО СМЕЮЩИМИСЯ СТЕНАМИ ****

27.06.08 16:57 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"УКРЫТИЕ": ДОМ СО СМЕЮЩИМИСЯ СТЕНАМИ ****

Показ фильма "Укрытие" (The Hideout, Италия-США, режиссер - Пупи Авати, в ролях - Лаура Моранте, Рита Ташингем, Сидни Ром) в рамках программы "Отражения" ХХХ ММКФ прошел в кинотеатре "Октябрь".
В 1957 году в городке Девенпорт, штат Айова, разыгрался буран. В поместье "Змеиный чертог", который монахини оборудовали под сиротский приют, случается страшная трагедия: три старые женщины найдены мертвыми со следами многочисленных колотых ран, а две юные воспитанницы бесследно исчезли. Тайна преступления заключается в том, что благодаря показаниям телефонистки, которая получила сигнал о бедствии, стало ясно, что преступление произошло рано утром, когда снег уже выпал, но никаких следов вокруг дома обнаружено не было. Дело сдали в архив. Спустя 50 лет из психиатрической клиники выходит Франческа, которая страдает тем, что слышит голоса. Женщина пережила самоубийство мужа и для того, чтобы быть начать новую жизнь, снимает "Змеиный чертог" с целью открыть там ресторан итальянской кухни. Поселившись в доме, она в первую же ночь начинает вновь слышать странные звуки, крики и шепоты. В попытке расследовать историю рокового поместья Франческа сталкивается с тем, что Девенпорт совершенно не хочет обнародовать свои секреты.
Тот, кто никогда не слышал имени режиссера Пупи Авати, не имеет ни малейшего понятия о жанре "джалло" - кровавом итальянском триллере 60-70-х годов, получившем свое название по тому же принципу, что и фильм нуар, обязанный этим французскому издательству "Галлимар", выпускавшему так называемую "Черную серию". А джалло, соответственно, должен сказать спасибо желтому цвету книжных переплетов итальянского палп фикшн.
В типичном джалло обычно действует маньяк, личность которого устанавливается только в финале и который с завидной изобретательностью отправляет на тот свет свои жертвы (чаще всего — обнаженных красавиц). Однако нередко рамки жанра раздвигаются в любопытные стороны (что происходило, в том числе, и в фильмах Пупи Авати). Снобистская критика обвиняла подобное кино в вульгарности, хотя в плане изобразительности эти фильмы легко давали фору любой киноклассике. Особая атмосфера достигалась благодаря прекрасной музыке, которая со временем стала неотъемлемой частью этого эффектного сплава эротики и убийств. В жанре джалло работали Марио Бава, Лючио Фульчи, Серджо Мартино, Руджеро Деодато, Альдо Ладо и другие выдающиеся итальянские мастера "света и тени". В результате подобных лент было снято столько, что и не сосчитаешь.
Пупи Авати пришел в кино уже во второй половине 70-х, но его лента "Дом со смеющимися окнами" с момента выхода на экраны немедленно сделалась классикой жанра. Сейчас режиссеру уже за семьдесят, и тем более приятно осознавать, что он не растерял свой пыл и мастерство, снимая кино в жанре, который уже давно канул в лету. "Укрытие" кажется извлеченным на свет из какой-нибудь старой коробки на чердаке "Змеиного чертога", настолько сложно поверить, что в век повсеместного кризиса хоррора появляется картина, практически не отличимая от тех, что снимались в эпоху его расцвета. Ведь, несмотря на обилие натуралистических сцен человеческого истязания, джалло, прежде всего, оставался детективом, и с этой проблемой Авати справляется на все сто. Пусть и овеянная мистическим ореолом, эта лента до конца держит в напряжении не столько прочувствованной атмосферой страха, сколько желанием докопаться до истины. Тем более что музыку к фильму написал один из самых востребованных и талантливых композиторов итальянского кино Риц Ортолани, а в одном из эпизодов мы можем увидеть престарелую красотку Сидни Ром, фантасмагоричный персонаж которой словно сошел со страниц какой-нибудь книжки Диккенса.
Не так давно Пупи Авати в одном из интервью жаловался, что в наше время сложно вновь обратиться к джалло, мол, не дают снимать, да и не надо это никому. А вот представьте себе, очень надо, и хорошо, что иногда дают. Мы за это только спасибо скажем.
Анастасия Белокурова, InterMedia