Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"ДЗИФТ": МОЛЬ И БОГОМОЛКА ****

27.06.08 16:48 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ДЗИФТ": МОЛЬ И БОГОМОЛКА ****

Пресс-показ фильма "Дзифт" (Zift, Болгария, 2008, режиссер - Явор Гырдев, в ролях - Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев) в рамках конкурсной программы ХХХ ММКФ прошел в кинотеатре "Художественный" 26 июня. Картина снята по одноименному дебютному роману болгарского писателя Владислава Тодорова.
Болгария 60-х. Под бодрые звуки "Смуглянки-молдаванки", звучащей из радиоточки, начинается рядовое тюремное утро. Лев Колодов Желязков по прозвищу Моль честно вел партийный ликбез, зарекомендовал себя молодцом и потому выпускается на волю досрочно. Он сел еще до прихода коммунистов к власти, по ложному обвинению, и теперь имеет четкий план действий: посетить могилу сына, добраться товарняком до Варны и махнуть на пароходе в теплые страны. Но у него есть сердце, а у сердца - тайна, но об этом зритель узнает позднее. За воротами тюрьмы Моль поджидает черный автомобиль с комиссарами, которые привозят его в женскую баню. Там, в сыром подвале, парень подвергается прессингу со стороны своего бывшего подельника по кличке Слизень. Пятнадцать лет назад Моль, его подруга Ада по кличке Богомолка и уголовный элемент Слизень задумали ограбить русского ювелира, бывшего белогвардейца Владивостока Лелюшкина. Целью преступления был черный алмаз, который хранился в статуэтке негра, точнее — в его гигантском откручивающемся половом органе. В результате "операции" Лелюшкин был убит, алмаз пропал, а Моль угодил на нары за преступление, которого не совершал. Теперь Слизень стал "оборотнем в погонах", но так и не оставил надежду разыскать драгоценность. В результате Моль выпьет яд, сбежит от ищеек и начнет странное, фантасмагорическое кружение по ночной Софии. Он выслушает много баек от случайных встречных, переживет предательство и горечь потерь, но так и не расколется, унеся тайну с собой в могилу.
В самом начале фильма зрителю объясняют, что такое дзифт: в болгарском языке это слово означает смолу, применяемую в дорожных работах, а также гудрон, мумие и т.д. На сленге дзифт и вовсе трактуется как дерьмо. "Больше дерьма — меньше морального ущерба", - философски произносит в прологе могильщик, и ярый антисоветчик тут же увидит в этом намек на ужасы тоталитаризма. Но если вспомнить, с чего берет свое начало фильм нуар, то еще Раймонд Чендлер в свое время писал: "На улицах стемнело, но вовсе не из-за того, что наступила ночь". Мрачная атмосфера — обязательный компонент любого нуара, неважно, где происходит действие - в Лос-Анджелесе, Софии или в маленьком городке на юге Калифорнии, как это было в недавнем примечательном неонуаре "Кирпич". И режиссер Явор Гырдев, уверенно снимая свое стильное черно-белое кино, прекрасно понимает, что к чему. Пусть исполински вздымаются в ночное небо "сталинские" здания, увенчанные звездами, - подобная история могла произойти где угодно. Режиссер использует еще один необходимый для жанра прием: закадровый монолог героя, который впервые появился в кино именно в фильмах нуар. А цитата из знаменитой "Гилды" (1946) Чарльза Видора с неподражаемой Ритой Хейворт вплетена в сюжет столь органично, что воспринимается не только как дань мастерам прошлого, но и как полноценный самостоятельный эпизод. Роковая красавица Ада по прозвищу Богомолка в исполнении Тани Илеевой — образ из той же плеяды коварных героинь, которые в свое время воплощали Ава Гарднер, Лана Тернер, Вероника Лейк и Лорен Бэккол. А песня в ее исполнении о том, что в дьявольской сущности женщины виновата не она, а всего лишь полнолуние, звучит как запоздавшая попытка оправдать все козни и интриги, благодаря которым отправлялись на тот свет или в тюрьму обманутые и потерянные персонажи "черной серии".
"Дзифт" не только является слишком хорошим фильмом для нынешнего конкурса, который настолько слаб, что непонятно, что вообще будут с этим делать Лив Ульман и ее сотоварищи, но и служит примером того, как на родном материале можно создавать отличное жанровое кино в лучших традициях мирового опыта. Отечественные кинематографисты почему-то додуматься до таких элементарных вещей до сих пор неспособны.
Анастасия Белокурова, InterMedia