Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

ВЫХОДОМ ИЗ БАЛЕТНОГО КРИЗИСА СТАНЕТ ДРАМБАЛЕТ

26.06.08 18:19 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ВЫХОДОМ ИЗ БАЛЕТНОГО КРИЗИСА СТАНЕТ ДРАМБАЛЕТ

Презентация балета "Пламя Парижа" Бориса Асафьева состоялась 26 июня на Новой сцене ГАБТа. В ней приняли участие хореограф-постановщик Алексей Ратманский, сын первого постановщика балета Василия Вайнонена (в спектакле использована оригинальная хореография советского хореографа) Никита Вайнонен, хореограф Михаил Лавровский (ранее исполнитель главной роли в "Пламени Парижа"), художник по костюмам Елена Марковская, художники-постановщики Илья Уткин и Евгений Малахов. Собравшимся были показаны танцевальные номера из балета - Овернский танец, Танец фурий и Танец басков, - в исполнении которых приняли участие Анна Антропова, Тимофей Лавренюк, Анна Ребецкая, Георгий Гераскин, Наталья Осипова, Нина Капцова, Александр Волчков, Денис Савин и др.
Встречу открыл Никита Вайнонен, когда-то сам танцевавший в "Пламени Парижа": "Это главное произведение отца, сыгравшее большую роль в истории отечественной хореографии. Балет — искусство, которое впитывает в себя всЈ, и "Пламя Парижа" построено на синтезе народного и классического танца". По его словам, "отец никогда не видел баскского танца, но когда балет увидели баски, они приняли танец за свой". Никита Вайнонен сообщил, что Алексею Ратманскому пришлось восстанавливать спектакль фактически на основе фильма-сборника 1954 года "Мастера балета", где отдельные фрагменты "Пламени Парижа" чередовались с кусками из пяти других спектаклей: "Он досочинил оригинал с очень точным чувством стиля Вайнонена". "Почему-то у нас в истории балета всегда были какие-то антагонизмы, - удивляется Вайнонен-младший, поясняя, что в разные времена категорически приветствовались или отрицались то драмбалет, то классический, то модерновый стиль. — А Вайнонен стремился их сращивать. Балет был поставлен в 1932 году, в одно время с "Золотым веком" Дмитрия Шостаковича, который после премьеры был назван "легализацией приспособленчества к идеологии западного кабака", а "Пламя Парижа" получило высокую оценку от партии. Никита Вайнонен отметил еще два важных момента - в "Пламени Парижа" впервые появился мужской героический танец и впервые героем балетного спектакля стал народ. "Это не просто масса, - считает он. — Это масса, которая содержит в себе огромный заряд энергии".
В основу спектакля легла постановка 1947 года, и все присутствующие подчеркнули, что Алексей Ратманский достойно реализовал идеи Вайнонена. "Основной материал восстанавливался по фильму, - рассказывает современный хореограф. — Мы приглашали к сотрудничеству ранее участвовавших в балете исполнителей, но они заявили, что почти ничего не помнят, и хореографию пришлось сочинять заново. В наше время легче восстановить балеты Петипа, чем советские спектакли". Сюжет "Пламени Парижа" был немного изменен - в балете усилена лирическая линия. "Во-первых, внимание зрителей надо как-то держать на протяжении четырех актов. Во-вторых, основной фабулой мы сделали непреходящие человеческие ценности — человеческую жизнь и чувства, которые развиваются на фоне исторических событий", - сообщил Ратманский. Хореограф акцентировал внимание на масштабах спектакля — одновременно на сцене может находиться 140 человек: "Не знаю, рекорд ли это, но собирается вся труппа". "Сейчас принято говорить, что балет в кризисе, нет новых имен, больших спектаклей, - продолжает хореограф. — В драмбалете все это есть — и образы, и драматическое развитие, и масштабные сцены".
По словам Михаила Лавровского, "этот спектакль потрясающий, он полностью отвечает нашей русской и советской душе, темпераменту и видению мира". Он отметил, что в советское время правительство интересовалось классическим искусством, в результате чего балет получил высшую награду — Сталинскую премию I степени. "И это правильно. Разве плоха патриотическая идея?" - говорит Лавровский.