Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

01.12.2016

"САД": СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ ****

24.06.08 18:43 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"САД": СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ ****

Показ фильма "Сад" по мотивам "Вишневого сада" А.П.Чехова (Россия, 2008, режиссер - Сергей Овчаров, в ролях - Анна Вартаньян, Игорь Ясулович, Роман Агеев, Дмитрий Поднозов, Светлана Щедрина) прошел в рамках ММКФ в кинотеатре "Октябрь" 22 июня. Как известно, крупные кинофестивали неохотно включают в свою конкурсную программу экранизации, но на сей раз организаторы сделали исключение.
Удивительную и практически невыполнимую задачу поставил перед собой Сергей Овчаров: начать борьбу с всеобщим хамством и беспринципностью, привить толерантность, научить культуре любви. Обращение кинодеятелей к Чехову, одному из самых интеллигентных русских писателей, - принципиально важный поворот в развитии некоммерческого фестивального кино. Присутствие "Сада" в конкурсной программе фестиваля свидетельствует об актуальности проблем, поднятых Овчаровым.
Помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается из Парижа в милое сердцу родовое имение. Ослепительно белый цветущий вишневый сад, с которым связаны самые счастливые минуты детства. Детская, в которой каждый уголок возвращает Раневскую в ту пору, когда она была совсем юна и наивна. Но счастью пребывания в родном имении не суждено длиться долго — оно должно быть продано с молотка, чтобы оплатить долги хозяйки. Как же искренне плачет Раневская-Вартаньян, стоя у окна в детской и любуясь цветущей вишней! Но эти слезы лишены скорби. Любовь Андреевна благодарна саду уже за то, что он ей когда-то подарил счастливые мгновения.
Образ Раневской, созданный актрисой, - сокровищница пылкой любви. Хозяйка сада соткана из этого чувства. Ее душа лишена прагматического начала. Да, Раневская не знает меры деньгам. Она никогда и не пытались измерить их ценность, так как сама никогда не зарабатывала. Удивительно ли, что она воспринимает слова купца Лопахина о рациональном переустройстве сада со смехом. О продаже и речи быть не может. Раневская настолько мечтательна, настолько предана своей любви, что кажется, будто на экране мы видим лунатика, человека, говорящего сквозь сон. Ее взгляд всегда устремлен вдаль, в глаза она практически не смотрит. А если и вглядывается в лицо собеседнику, то смотрит с полуусмешкой и как бы сквозь героев.
Фильм снят в жанре "щемящей эксцентриады". Во всяком случае, такое определение ему дают его создатели. Как известно, Чехов очень расстраивался, когда его комедию пытались превратить в драму. Писатель настойчиво просил внимательнее вчитаться в его текст, на страницах которого комичность присутствует повсюду. Видимо, Овчаров взял на вооружение это замечание. Фильм дышит смехом. Чего стоит сцена объяснения Гаева с "многоуважаемым шкапом". Герой на глазах у всего семейства и слуг обращается к шкафу, как живому человеку. А шкаф неожиданно возьми да ответь. Его ящики самопроизвольно распахиваются, в отверстиях для посуды появляются тарелки-глаза. И все это озвучивается озорным подсвистом гувернантки Шарлотты. По-настоящему комедийный персонаж — лакей Яша. Пожив вместе с хозяйкой в Париже, он стал отъявленным франтом и теперь сторонится остальных слуг. Невозможно не засмеяться, когда слышишь его знаменитое "Невежество!". Епиходов по прозвищу "22 несчастья" постоянно пытается застрелиться. Но этот неудачник даже и с этим справиться не может. То пистолет окажется не заряженным, то Шарлотта прикроет голову Епиходова лопатой.
В определении жанра есть важное слово "щемящая". В "Саде" всеобъемлющий смех сочетается с тонким психологизмом ранимых душ. Тут постоянно смеются, а потом плачут, плачут и смеются. Все герои страдают от неразделенной любви и от одиночества. Шарлотта прямо заявляет о том, что на этом свете у нее нет родственной души и некому ее приголубить. Страдают от одиночества Епиходов, Варя, Лопахин, и, конечно, Раневская. Она создана для любви. И что поделаешь с тем, что денежные дела ее нисколько не волнуют. У Овчарова Раневская есть олицетворение любви, и чтобы усилить образ героини, режиссер видоизменяет финал. Раневская в отличие от оригинала пьесы не берет деньги Лопахина, которые ей по праву принадлежат после продажи имения. Да, она выше денежных перипетий.
Почти в каждом кадре мы видим бессловесного и что-то мычащего Фирса. Несколько поколений выросли на глазах старика. Олицетворяющий основу жизни, он связующее звено всех членов семейства. И это звено предано забвению, старика забыли в доме во время суматохи. Овчаров сделал доминирующей темой своего фильма тему любви во всех ее проявлениях: любовь к близким, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к природе. В фильме герои, как и у Чехова, не слышат друг друга. Каждый занят своими переживаниями. И жертвой всеобщей глухоты стал Фирс, которого бросили как ненужную вещь.
Михаил Шергин, InterMedia