Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

27.03.2017

"АБСУРДИСТАН": ЛЮБОВЬ ДОРОЖЕ ВОДЫ ***

24.06.08 18:42 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"АБСУРДИСТАН": ЛЮБОВЬ ДОРОЖЕ ВОДЫ ***

Показ фильма "Абсурдистан" (Германия-Азербайджан, 2008, режиссер - Файт Хелмер, в ролях - Кристина Малерова, Макс Мауфф, Нино Чхеидзе, Иване Ивантбелидзе) в рамках конкурсной программы ММКФ прошел 22 июня в кинотеатре "Художественный". "Абсурдистан" - третья полнометражная картина Хелмера. Известность немецкому режиссеру принесли фильмы "Тувалу" (1999) с Чулпан Хаматовой и Дени Лаваном в главных ролях и "Дорога облака", снятая четыре года спустя.
Жанр фильма его создатели определили как "аллегорическая комедия". "Абсурдистан" - насмешка над обществом, не всегда явная, но зачастую злая. Смех по праву можно считать еще одним героем фильма. Что за ним кроется, попытаемся выяснить. Где-то на границе Европы и Азии находится богом забытая деревушка Абсурдистан. Ее населяют всего 14 семей. Гордостью Абсурдистана является "водовод", который когда-то героически прокладывали предки. Вода — дар божий для местных жителей. С каким благоговением они наполняют по утрам свои кувшины водой у главной деревенской трубы! Но не все так безмятежно в этом оторванном от остального континента клочке земли. "Водовод" прохудился. Труба больше не родит ни капли воды. Местным женщинам не на кого уповать: деревенские мужчины слишком ленивы, чтобы взяться за тяжелый труд. Темелько и Айя любят друг друга. Герой с нетерпением ждет первой брачной ночи со своей возлюбленной. Но прежде Айя требует починить трубу и подарить воду всем жителям деревни.
"Абсурдистан" - очень симпатичная комедия, полная смеха, цветущей жизни, искреннего любовного чувства. Люди здесь не особо обременены житейскими проблемами. Если женщины хоть как-то пытаются работать, то мужчины давно опустили руки. Зато сколько нежности и понимания в отношениях местных семей! Абсурдистанцы буквально обхаживают, как павлины, своих драгоценных женщин, словно вымаливая у них капельку внимания. А жены им попустительствуют, доводя мужей до крайней степени лени. Хелмер проявил себя как мастер киногротеска. Лень в картине достигает фантастических масштабов (ведь без воды прожить никак нельзя, и самый нерадивый в подобной ситуации будет искать выход). Но в кинокартине с воплощенной в ней "абсурдной" жизнью этот прием органично сочетается с общим замыслом. Все 14 семей Абсурдистана посвятили себя любви. Любовь оказалась дороже воды. Духовное побеждает материальное. Удивительно, но режиссер доказывает, что есть на этой земле люди, которые счастливы самым малым. Абсурдистанцам помогают жить любовь и чувство общности (женщины сообща "воюют" с мужчинами). Режиссер поднял очень важный вопрос: что считать истинной ценностью и можно ли, довольствуясь малым, обрести счастье. Своеобразный киноответ "Абсурдистана" более чем утвердительный. Темелько починит трубу ценой невероятных усилий и сделает обещанный жителям подарок: абсурдистанцы будут наслаждаться водой, фонтанирующей из источника.
Очень трудно оценить игру актеров - налицо явное отсутствие актерской игры. Никто из артистов не выделяется на общем плане. Образы, созданные на экране, в отдельности не представляют никакой ценности. Все мастерство режиссера посвящено поиску смысла жизни, ее коренным основам. Ради этого пришлось пожертвовать оригинальностью актерской игры. Лица героев размыты, четко не определены. Перед зрителем возникает некая абстракция жизни, которая реализуется в общности жителей деревни. Здесь сплошной коллективизм. Намек на индивидуальность присутствует лишь в образе Темелько. Но замысел картины был бы разрушен, если бы юноша стал героем. Он не стремится облагодетельствовать общество, да и свой поступок вовсе не считает подвигом. Темелько хотел лишь добиться любви Айи. Вот такое "абсурдное" кино.
Михаил Шергин, InterMedia