Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

24.03.2017
23.03.2017
22.03.2017

ФЕСТИВАЛЬ СИМФОНИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ ЗАКРЫЛА МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

13.06.08 23:30 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ФЕСТИВАЛЬ СИМФОНИЧЕСКИХ ОРКЕСТРОВ ЗАКРЫЛА МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

Выступление Объединенного симфонического оркестра России закрыло 12 июня III Фестиваль симфонических оркестров мира. В концерте приняли участие Государственный академический русский хор им. А.В.Свешникова, Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель — Борис Тевлин), солисты Мариинского театра Лариса Дядькова (сопрано) и Алексей Марков (баритон). Дирижировал Валерий Гергиев. В программе заключения посвященного Дню России фестиваля прозвучали кантата "Москва" П.И.Чайковского и мировая премьера написанной специально для данного мероприятия Шестой симфонии Алексея Рыбникова.
В начале вечера ко всем присутствующим обратились директор АСКОР Лолита Сильвиан, советник президента Юрий Лаптев, министр культуры Александр Авдеев, руководитель департамента по культуре г. Москвы Сергей Худяков. Советник президента, поздравив всех с государственным праздником, сказал, что в "30 регионов прислали своих лучших представителей" для выступления в составе сводного оркестра. Г-н Авдеев, отметив, что "сегодня праздник не только политический, сегодня праздник национальный", зачитал собравшимся приветствие президента Дмитрия Медведева. Сергей Худяков огласил приветствие Юрия Лужкова. Затем выступавших сменил Святослав Бэлза, сообщивший: "Весьма символично, что музыкальный фейерверк в честь Дня России дает сводный оркестр", - в чем, по мнению ведущего, заключается идея единства России и ее великой культуры. "Сенсацией фестиваля" назвал Бэлза Шестую симфонию Рыбникова. "В наш торопливый век и в России, и в мире создается очень мало симфоний", - считает он, подчеркивая, что композитор воплощает в своем детище "краеугольные вопросы бытия", заключающиеся в борьбе сил добра и зла. Финал этой борьбы, по мнению Бэлзы, "звучит просветлением".
В составе Объединенного симфонического оркестра России выступили музыканты 29 городов. 11 оркестрантов, включая концертмейстера Кирилла Терентьева, - из Симфонического оркестра Мариинского театра.
Вопреки ожиданиям, связанным с воспоминанием о том, как в прошлом году в оркестр Петербургской филармонии подсадили 11 региональных музыкантов (см. МУЗЫКА от 12.06.08), на сей раз опыт удался — сводный оркестр продемонстрировал не только техническую выучку, но и слаженное по тембру и ансамблю звучание. Надо отметить, что огромную черновую работу проделал на первых репетициях Михаил Татарников (дирижер-ассистент Валерия Гергиева в Мариинском театре).
Исполнение "столичной" кантаты Чайковского возродило советскую традицию праздничных симфонических концертов, оказавшись одновременно очень актуальной и по содержанию — произведение было написано в 1883 году по случаю коронации Александра III. Мощный звук хора и оркестра, хорошие солисты, прекрасные мелодии и даже радостное славословие последней части почему-то не произвели должного впечатления на слушателей, сидевших с постными лицами.
Симфония Алексея Рыбникова, в отличие от предыдущих его творений в этом жанре, не программная. Однако смысл ее хорошо читается по применяемым выразительным средствам музыки. Первая часть — арпеджио, трезвучия (особенно увеличенные), секвенции и задержания — призвана воплотить столкновение двух полярных сил — света и тьмы. Вторая являет собой декадансный тяжелый вампирик-вальс. Третья часть, если можно так сказать, "лирическая сарабанда", с осторожными басами и всплакнувшими скрипками, тема которой появляется и в финале — после грозной, громкой и страшной меди ("вихри враждебные" удаются композитору куда лучше всего остального), смЈтшей на своем пути все живое, траурный танец сарабанда возвращается в обрамлении холодных мертвых тембров колокольчиков, безжизненных реплик флейточек, звенящих призрачных скрипочек. Конец для масштабного фестиваля не самый оптимистичный, и кантата "Москва" лучше подошла бы для второго отделения.
Надо отметить, что в техническом плане симфония содержит в себе каверзы, и оркестр с ними достойно справился. Сочинение в эмоциональном плане просто, а в мелодическом бедно. Отсутствие мелодий — главное разочарование по прослушивании симфонии. Звучание первой части напомнило коллективную импровизацию по аккордам и секвенциям. В ярком вальсе мелодия, казалось, вот-вот начнется, однако музыка так и осталась очень симпатичным караоке-аккомпанементом, построенным по принципам гитарных риффов. В сарабанде дается лишь намек на обрывок мелодраматической мелодии. Техника риффа продолжает развиваться и в финале. По жанру симфония продолжает тяготение Алексея Рыбникова к саундтрекам фэнтэзи-фильмов (см. МУЗЫКА от 19.05.05) с их атмосферными эпизодами и факельными шествиями, бубенцами и шаманскими плясками, адскими пересмешками меди, а то и просто "болотными" кластерами.
Создание Объединенного симфонического оркестра России и мировую премьеру симфонии многие участники пресс-конференций и брифингов называли главными событиями III Фестиваля симфонических оркестров мира. К ним хочется добавить еще концерт Симфонического оркестра Шведского радио п/у Лейфа Сегерстама (см. МУЗЫКА от 08.06.08) и качественную работу пресс-команды Московского международного Дома музыки.