Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

РАССТАНЕТСЯ ЛИ БЕРЛИНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ С САЙМОНОМ РЭТТЛОМ?

25.04.08 14:22 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
РАССТАНЕТСЯ ЛИ БЕРЛИНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ С САЙМОНОМ РЭТТЛОМ?

Берлинский филармонический оркестр собирается в ближайшие несколько дней принять решение о дальнейшем сотрудничестве с главным дирижером Саймоном Рэттлом, - об этом зарубежные источники сообщили 24 апреля. Контракт маэстро, вставшего у руля коллектива в 2002 году, рассчитан до 2012 года. Интересно, что 23 апреля директор оркестра Памела Розенберг объявила о своем решении не возобновлять свой контракт по его истечении в 2010 году.
В данный момент дирижер и оркестр в составе 128 исполнителей сели за стол переговоров. "В основе правления оркестра давно лежат демократические принципы, - сказал представитель коллектива газете Telegraph. — Нас часто называют "республикой" - выбор главного дирижера осуществляют сами музыканты". Исполнители понимают, что, если большинство голосов будет отдано за Рэттла, его контракт будет расширен, в противном случае оркестры-конкуренты получат на "вооружение" хорошего дирижера. Так, по словам редактора журнала Gramophone Джеймса Джолли, маэстро найдет любую отличную работу, в частности, его сразу же могут пригласить Чикагский или Филадельфийский оркестры, озабоченные поисками музыкального директора (см. МУЗЫКА от 20.04.05, 19,07.07, 23.10.06, 28.07.08). Тем более что Рэттл, по рейтингу входящий в чисто четырех лучших дирижеров мира, уже проявляет интерес к переезду в Америку.
Среди причин неприятной ситуации с БФО называются деспотичный стиль работы маэстро, его репертуарная политика, ориентированная на современную музыку, и языковой барьер — Саймон Рэттл является первым англичанином на посту главного дирижера Берлинского филармонического оркестра. "Думаю, они вспомнили Герберта фон Караяна, который, будучи тираном, 35 лет возглавлял БФО. Если бы они выгнали его, это стало бы для них ужасной трагедией", - считает Джолли, подчеркнув, что ситуация, когда коллектив хочет расстаться с руководителем, уникальна для Берлинского филармонического за всю его длинную историю.
Слухи о волнениях появились после того, как 53-летний Рэттл анонсировал программу грядущего сезона, большая часть которой посвящена музыке Карлхайнца Штокхаузена. Столь "экспериментальный" подход не удовлетворил коллектив, прославившийся исполнением сочинений Иоганнеса Брамса. По словам представителей оркестра, мнения разделились почти на три части — треть коллектива высказалась против, треть согласилась с Рэттлом, остальные воздержались.
Сам дирижер, 18 лет возглавлявший Бирмингемский симфонический оркестр, комментирует сложившуюся ситуацию, как "совершенно нормальную". Немецкие журналисты уже высказывают соображения по поводу замены Рэттлу, называя главу Берлинской Staatsoper Даниэля Баренбойма и Христиана Тилеманна из Мюнхенского филармонического оркестра.
В общем-то история расставаний оркестров с маэстро не нова — в 2002 году Монреальский симфонический покинул Шарль Дютуа - Общество музыкантов Квебека обвинило его в "оскорбительном поведении и полнейшем неуважении по отношению к музыкантам", сравнив их обоих с "побитыми супругами". Не гладко сложилась ситуация у Кристофа Эшенбаха и Филадельфийского оркестра — дирижера обвиняли во множестве "грехов" - от деспотизма до дезорганизованности и проблем с чувством ритма. Караян же в 1983 году нарушил традиции и усадил первым кларнетом БФО женщину (Сабина Мейер, в дальнейшем сделавшая мировую сольную карьеру). В ответ на возмущение мужского коллектива маэстро отменил концерт БФО на Зальцбургском фестивале и выступил там с его конкурентом — Венским филармоническим оркестром.
Саймон Рэттл дебютировал с БФО в 1987 году, в 2002 став преемником Клаудио Аббадо на посту главного дирижера, хотя уже тогда некоторые оркестранты голосовали за Баренбойма. Признание музыкантов Рэттл получил, создав фонд оркестра, обеспечивший ему большую творческую независимость от Берлинского сената.
30 апреля и 1 мая этот творческий тандем БФО и Саймона Рэттла, исполнит в Москве абсолютно классическую программу сочинений Дмитрия Шостаковича и Л. ван Бетховена (см. МУЗЫКА от 06.02.08).