Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

В ПОЛНОЛУНИЕ В МОСКВЕ ПРОЗВУЧАЛ "ЭКС-ВЬЕТАН"

23.03.08 19:41 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
В ПОЛНОЛУНИЕ В МОСКВЕ ПРОЗВУЧАЛ "ЭКС-ВЬЕТАН"

Благотворительный концерт "Экс-Вьетан в Москве" с участием скрипача Пинхаса Цукермана, игравшего на скрипке "Экс-Вьетан" работы Гварнери дель Джезу 1741 года, состоялся 22 марта в Большом зале консерватории. Музыкант выступал в сопровождении симфонического оркестра Большого театра под управлением музыкального руководителя и главного дирижера ГАБТа Александра Ведерникова. Выбор оркестра председатель совета Фонда инвестиционных программ (организатора мероприятия) Максим Викторов, приобретший инструмент в феврале на аукционе Sotheby’s, связал с именем самого Анри Вьетана — бельгийского скрипача, более двадцати лет игравшего на инструменте, которому посвящен концерт, главного солиста императора Александра II и главного солиста императорских театров. Открывая концерт, русский коллекционер процитировал строки знаменитого романа Михаила Булгакова: "Ежегодно мессир дает один бал. Он называется весенним балом полнолуния или балом ста королей. […] Здесь только мировые знаменитости. […] За первым пультом - Вьетан". Вряд ли организаторы концерта в БЗК подбирали дату специально (скорее всего, приоритетом был гастрольный график Пинхаса Цукермана), но "Экс-Вьетан" зазвучал в Москве XXI века через день после весеннего равноденствия и первого весеннего полнолуния (21 марта).
До концерта Максим Викторов на этой скрипке не играл — как он сообщил на состоявшемся перед мероприятием брифинге: "Скрипка будет звучать в России очень редко, потому что у этого инструмента сильная энергетика, и он требует сильных рук".
Обладатель таких рук, выступавший в этот вечер в БЗК, является на сегодняшний день едва ли не "скрипачом №1" в мире. Потому и мероприятие, стартовавшее оркестровой увертюрой В.А.Моцарта к "Свадьбе Фигаро", в дальнейшем было посвящено жанру скрипичного концерта в его исторической перспективе (по жанру вечер можно отнести к "концерту концертов"). В одно отделение прозвучали Ля-минорный концерт И.С.Баха, Ля-мажорный В.А.Моцарта, Первый соль-минорный концерт Макса Бруха — несомненно, для солиста большая и физическая, и эмоциональная нагрузка. И господин Цукерман выступил настоящим мастером своего инструмента — такого эталонного исполнения в российской столице не слышали давно — однако, несколько не в стиле находился оркестр. Театральный коллектив показал хороший уровень, но его широкие мазки слушались грубовато и аляповато на фоне тончайшей и естественной игры солиста. Впрочем, порой создавалось ощущение, что оркестранты просто заслушивались соло. Так же, как заслушался суровый охранник у двери, при первых же звуках скрипки изменившийся в лице и лишь изредка вспоминавший о своих обязанностях, словно проснувшись, обезоружено поглядывая в зал.
Сложно как-то конкретно охарактеризовать тембр инструмента, настолько он богат, однако Пинхас Цукерман высказал свое видение на брифинге, назвав его "шоколадным". Мастер сам играет на скрипке Гварнери и, сравнивая характеры двух инструментов, он поделился: "Мой — более темный шоколад, а этот светлый. Самое главное — это душа инструмента. Это великолепно — играть на таких божественных инструментах, - чувствуешь всю их палитру".
Последнее, пожалуй, больше всего согласуется и с тем, что услышали собравшиеся, и со словами самого Вьетана о том, что звучание этой скрипки "страстно и одновременно нежно". Как к живой относится к своей скрипке и Пинхас Цукераман. "Я спрашиваю у нее — как дела, - и, безусловно, воспринимаю ее как женщину, а не как мужчину", - поделился он с журналистами.
Концерт явился настоящим широким жестом со стороны организаторов — Фонда инвестиционных программ и Большого театра. Билеты распространялись на безвозмездной основе среди музыкантов и сотрудников учреждений культуры. В конце переполненный зал устроил овации стоя, однако бисов не последовало.