Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

21.02.2017
20.02.2017

ВО ВТОРОЙ ДЕНЬ КОНФЕРЕНЦИИ SWMC ОБНАРОДОВАЛИ СТАТИСТИКУ МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА ЗА 2007 ГОД

11.02.08 18:28 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ВО ВТОРОЙ ДЕНЬ КОНФЕРЕНЦИИ SWMC ОБНАРОДОВАЛИ СТАТИСТИКУ МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА ЗА 2007 ГОД

Второй день конференции SWMC прошел в Сочи 9 февраля. В качестве докладчиков выступили генеральный директор агентства InterMedia Евгений Сафронов и Виктор Осипов, управляющий партнер специализированной юридической компании "Тулубьева, Осипов и партнеры". Они рассказывали пришедшим о положении дел в современной музыкальной индустрии и о четвертой части гражданского кодекса, которая регулирует отношения между обладателями авторских или смежных прав и теми, кто использует произведения. Остальная часть дня была посвящена представлению разного рода клубных проектов и технических новинок, а закончилась конференция сумбурной дискуссией с гостями о необходимости промоушна для ди-джеев.
Евгений Сафронов в начале дня обнародовал последние данные агентства InterMedia о состоянии музыкальной индустрии за 2007 год, а также представил данные прошлых годов. По его словам, рейтинг российской индустрии в мире колеблется между 10 и 15 позициями по продажам физических носителей вот уже много лет. В последнее время рынок сильно вырос по цене, однако потерял в количестве проданных единиц носителей. Связано это с тем, что падает количество проданных аудиокассет (более дешевых) и повышается количество реализованных легальных CD в связи с уходом пиратов в Интернет. Таким образом, рынок продолжает расти в цене, но падает в количестве единиц. Помимо аудиокассет и компакт-дисков, растут продажи также виниловых пластинок (в основном за счет ди-джеев и коллекционеров) и остальных видов носителей (MD, SACD и пр.). Всего в розничной продаже было реализовано носителей на $415,17 млн. Если рассматривать разделение продаж по сегментам, то онлайн- и мобильные продажи музыки составляют всего 1%, в то время как на CD реализуется 94% всей музыкальной продукции. На долю VHS, DVD, MC и пр. приходится оставшиеся 5% рынка. Интересная статистика была приведена и по репертуару - на локальный репертуар приходится 75%, на более дорогой зарубежный - 23%, а на классику - всего 2% в легальном секторе и почти ничего в пиратском. Таким образом, объективно на классику приходится в России около 0,5%, как и во всем мире. По словам г-на Сафронова, такой процент продаж зарубежной музыки весьма неплох для нашей страны. А вот в жанрах статистика особо не отличается от данных 2006 года. Около 40% приходится на поп-музыку, всего 6% - на рок, 8% - рэп и R'n'B, 15% - русский шансон. Продажи детской музыки упали до уровня 5% (несколько лет назад был скачок этого вида музыкальной продукции аж до 10%), в то же время повысились продажи церковной музыки (1%). Однако в этой статистике тоже допускаются некоторые погрешности. Например, певица Земфира, позиционирующая себя как представительницу рок-музыки, все равно была отнесена к поп-жанру - последний альбом "Спасибо" тяжело назвать роковым. Если на Западе основные продажи приходятся на диски среднего уровня стоимости, то в России покупают больше бюджетных вариантов - 80% дисков отечественных исполнителей и 73% западных. На "полные" диски, то есть подарочные издания, приходится всего 2% и в том, и в другом репертуаре.
Следующий за Сафроновым спикер, юрист Виктор Осипов посвятил пришедших в основы правовой организации музыкальной деятельности. Как известно, сравнительно недавно была принята четвертая часть Гражданского кодекса РФ, внесшая разного рода поправки в авторские и смежные права. Осипов заявил, что к одному из мифов, распространяемых прессой, относится тот факт, что в правовой основе музыкальной деятельности многое изменилось. На самом деле это не совсем верно - хотим мы этого или не хотим, существуют международные соглашения, в соответствии с которыми сохранились общие стандарты авторских прав. К мифам прессы отнесено также и усиление ответственности за использование объектов авторских прав. Уровень компенсации по-прежнему колеблется от 10 тыс. до 5 млн. рублей, в каждом конкретном случае он определяется судьей. Касательно Интернета изменение произошло аж два года назад, когда в качестве нарушения прав правообладателей было признано доведение до общего сведения (то есть скачивание и предоставление возможности скачивания). Обратить внимание же, по мнению Осипова, стоит на коллективное управление авторскими и смежными правами. РАО имеет право действовать в интересах правообладателей только в тех сферах, где они сами не могут действовать. В связи с тем, что конференция была посвящена в первую очередь ночной жизни и деятельности ди-джеев, Осипов свой рассказ посвятил именно этой сфере. Ди-джей, проигрывающий записи других исполнителей, по закону обязан выплачивать авторские отчисления через РАО, если иного не предполагает личное соглашение с автором произведения. Впрочем, эти договоры между правообладателем и ди-джеем также довольно сложны. Они должны содержать целый ряд специальных условий и оговорок, поэтому Осипов не советовал "чиркать договор на коленке", а все же более ответственно отнестись к этому вопросу, иначе велик шанс нарушить закон. Впрочем, подать иск в суд на "нечестного" ди-джея имеет право только обладатель авторских прав. Уголовная ответственность может грозить только в случае, если объем упущенной прибыли субъекта составит более 50 тыс. руб. Использующие сэмплы ди-джеи также должны быть осторожны, впрочем, в случаях с сэмплами окончательное решение все же будет за судом. В закон, по словам Осипова, пробрался и пункт о пародиях, что и является слабым местом законодательства в этой области, так как юридически понятие "пародия" никак не определено, а соответственно пародийность материала также должен будет доказать суд. Еще одно слабое место законодательства - реестр РАО, который должен был быть готов к началу января этого года. Но так как такового еще не существует (и неизвестно, когда появится), это также можно отнести к "дыре" закона.
Затем обсуждение перетекло на конкретные клубные проекты. Антон Ньюмарк и DJ Дэн Тейт представили новинку от компании Pioneer, которая позволяет не только проигрывать музыку, но и параллельно создавать видеоизображения, в связи с чем ди-джей работает на сете и как VJ мероприятия. Информационный блок в формате блиц-презентаций включал в себя короткую информацию о таких проектах, как "FortDance 2008" (который в этом году состоится 19 июля), "Dance 4 Life" (проект по борьбе с ВИЧ/СПИД, который будет представлен и в России, так как именно в нашей стране зафиксированы самые высокие темпы распространения инфекции), "Ministry Of Sound Russia" (серия вечеринок под всемирно известным брендом в регионах России, суть которых, по словам представителя Юлии Дергалюк, будет сводиться к созданию подходящего антуража "с шариками и стриптизершами") и "Sensation White" (всемирно известная вечеринка с "белым" дресс-кодом, которая в начале лета пройдет в Питере).
Закончилась конференция дебатами с присутствовавшими на мероприятиями ди-джеями на тему "Нужен ли ди-джеям паблисити?" Дискуссия развернулась между главным редактором журнала "Не спать!" Дмитрием Шаля и ди-джеями Градом, Фонарем, Тиной Чарльз, Филом, Бобиной, Колей и Доном (X-mode). Довольно сумбурный спор по задумке Шаля должен был дать окончательный ответ на вопрос "Нужно ли ди-джею попасть на обложку журнала "Hello!"?", однако никакого однозначного ответа получено так и не было. Большинство присутствовавших говорили о том, что такого рода паблисити представителям клубной культуры не нужно, однако некоторые ратовали и за повышение доверия к деятелям ночной жизни, которых "в основном считают наркоманами". В ходе дискуссии упомянули и недавно вышедший фильм "Тиски", который только очерняет любителей клубной культуры, и выходящие телесюжеты и публикации в прессе, которые также не способствуют доверию со стороны масс. В остальном же сошлись в мнении, что продвигать клубных кумиров в массы стоит, но без такого фанатизма, с каким рвется на обложки Ксения Собчак или Сергей Зверев.