Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"МГЛА": ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ О СМЕРТИ ****

21.11.07 15:35 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"МГЛА": ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ О СМЕРТИ ****

Когда воротимся мы в Портленд,
Ей-богу, я во всем покаюсь,
Но только в Портленд воротиться
Нам не придется никогда!
Булат Окуджава

Фильм "Мгла" ((The Mist, США, 2007, режиссер — Фрэнк Дарабонт, в ролях - Томас Джейн, Марша Гей Харден, Уильям Сэдлер, Натан Гэмбл, Крис Оуэн, Тоби Джонс; официальный дистрибьютор - ) выходит в прокат с 22 ноября.
На побережье маленького городка близ Портленда (штат Мэн) обрушилась страшная буря. Дэвид (Томас Джейн), его жена Стеффи и маленький сын Билли укрылись в подвале дома, а наутро оценили ущерб: сломанные деревья, рухнувшая сосна в гостиной, разнесенные в щепки домики для лодок, змеящиеся по земле оголенные провода. Пока со стороны озера на дачный поселок наползает туманная мгла, Дэвид и Билли и их чернокожий приезжий сосед опрометчиво садятся в машину и направляются в местный супермаркет за продуктами. В магазине непривычная очередь, местные жители обсуждают ураган, суетятся, в воздухе медленно растет тревога. Когда стеклянные двери распахнет окровавленный человек с воплем: "В тумане что-то есть! Оно утащило Джона Ли!" - все и начнется. Из белесой мути, пришедшей с воды, появятся разнообразные монстры и начнут свою кровавую жатву. Уцелевшие янки спрячутся в супермаркете, будут держать оборону, делать вылазки, выяснять отношения, рассуждать о гуманности, убивать и умирать.
Есть такое негласное обозначение жанра, внедренное в обиход с легкой руки современного московского писателя Николая Григорьева: "Они шли, шли, а по дороге их разные животные ели", которое как нельзя точно отражает ритм происходящих на экране событий. Ритм, но не суть.
В 1981 году Стивен Кинг в очередной раз подумал: "А что если вдруг на штат Мэн снизойдет туман, а из него вылезут чудища?" - и написал свою далеко не самую лучшую, но весьма популярную повесть. А в 2007-м крайне скрупулезный режиссер Фрэнк Дарабонт ("Побег из Шоушенка", "Зеленая миля") почти дословно перенeс еe на экран (попытки предшественников были слишком туманны и далеки от литературного оригинала). В последнее время принято считать, что именно этот режиссер снимает кинговскую прозу правильно. Более того, на многочисленных сайтах писателя не самая удачная киноверсия большой литературы "Зелeная миля" уверенно лидирует в списках опросов о лучших экранизациях. В случае "Мглы" Дарабонт подошeл к делу, как всегда, этично: он всего только придумал свой финал, раскрывать подробности которого — преступление, подобное тому, как если бы слишком любознательный читатель решил раньше времени заглянуть на последнюю страницу детектива. Именно финал превращает нехитрый кинговский сюжет в трагедию, достойную какого-нибудь современного Софокла (если бы таковой, конечно, существовал). Рок, настигающий главного героя в конце, страшнее и чудовищ, пришедших из параллельной реальности, и озверевших представителей человечества, демонстрирующих в экстремальных ситуациях свое истинное нутро. И здесь не поможет ни "бог из машины", ни какой-либо иной художественный прием. "Мгла" - не столько хоррор, сколько приговор человечеству, экзистенциальная драма о вырождении рода людского, тот самый случай, когда горстка более-менее вменяемых персонажей предпочитают отправиться в жуткое марево, нежели остаться с толпой обезумевших, жаждущих крови фанатиков. Понятна и мотивация известного кинодеятеля. На фоне более серьезных кинговских произведений (к примеру, "Кэрри", "Воспламеняющая взглядом", "Сияние") повесть "Туман" более, скажем так, легковесна и, кроме того, содержит в себе открытый финал, в котором ненавязчиво фигурирует слово "надежда". Режиссер предпочел другой исход. Действительно, какие могут быть надежды, когда на дворе царит 2007 год, а Джордж Лукас зарубает на корню сценарий новых похождений Индианы Джонса, который Дарабонт считает своим лучшим творением. Поэтому, без сомнений, "Мгла" останется в истории не столько благодаря Кингу, хорошие экранизации которого — дело спорное, а благодаря совсем не типичной для современного Голливуда жестокой концовке. Был ли это факт возмездия "спятившей фабрике грез" или иной шокирующий выпад большого художника — единственный вопрос, на который "Мгла" не дает ответа.
Анастасия Белокурова, InterMedia