Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

БЕРЛИНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ С НАЦИСТАМИ НЕ СВЯЗЫВАЛСЯ

28.08.07 17:22 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
БЕРЛИНСКИЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ С НАЦИСТАМИ НЕ СВЯЗЫВАЛСЯ

Канадский историк Миша Астер, постоянно живущий в Германии, опубликовал книгу об истории взаимоотношений Берлинского филармонического оркестра с национал-социалистической партией (см. МУЗЫКА от 03.05.07). Работу, как отмечает британская газета Independent, в Германии приняли очень хорошо. Так, обозреватель влиятельного еженедельника Die Welt Вольф Лепени написал: "Удивительно, что эта книга не была написана раньше". Оркестр включил книгу в только что открывшуюся экспозицию о своей истории во времена Гитлера.
Автор "Das Reichsorchester" ("Оркестр рейха") Астер уделил больше всего внимания принципам взаимодействия оркестра и нацистских партийных бонз. Благодаря этому сотрудничеству оркестр был обеспечен деньгами и ценными старинными инструментами, в Берлин приезжали крупнейшие исполнители и дирижеры. Музыканты были освобождены от воинской повинности. В обмен на эти блага оркестр был обязан давать обязательные концерты для организаций вроде "Гитлер Югенд" или общества "Сила через радость", а также участвовать в трехдневных празднованиях дня рождения Адольфа Гитлера. По мнению Астера, музыканты превратились в послушных госслужащих.
Историк подробно остановился также на роли дирижера Вильгельма Фуртвенглера, возглавлявшего Берлинский филармонический оркестр в 1930-1940 годах. Фуртвенглер защищал от нацистов своих музыкантов-евреев и до известной степени был свободен в своих действиях, подчиняясь Йозефу Геббельсу. Астер полагает, что оркестр был точным слепком общества Германии предвоенных и военных десятилетий.
Сами по себе отношения оркестра с национал-социалистами не являются тайной, но книга Астера построена на ранее не использовавшихся материалах из частных архивов музыкантов. Астер также отметил, что появление обстоятельной работы об истории оркестра в 1930-1940 годы должно было состояться только по прошествии нескольких лет после смерти Герберта фон Караяна, дирижера, возглавлявшего коллектив в 1955-1989 годах. Караян сам был членом национал-социалистической партии и был известен как человек властный. В его эпоху вопросы о политике оркестра при Гитлере никто задавать не решался.