Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

"ЗОДИАК": ПОЙМАЙТЕ ЕГО, ЕСЛИ СМОЖЕТЕ ****

29.07.07 17:01 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ЗОДИАК": ПОЙМАЙТЕ ЕГО, ЕСЛИ СМОЖЕТЕ ****

Пресс-показ фильма "Зодиак" (Zodiac, США, 2007, режиссер — Дэвид Финчер, в ролях — Джейк Джилленхол, Марк Руффало, Энтони Эдвардс, Роберт Дауни-младший, Брайан Кокс, Джон Кэрролл Линч, Хлоэ Севиньи) прошел в кинотеатре "Бумеранг" 27 июля.
4 июля 1969 года, калифорнийский городок Валлехо (который местные жители предпочитают называть Валлейо), вечер. Америка заканчивает праздновать очередной День независимости, а 19-летний Майкл Маго и 22-летняя Дарлин Феррин ищут укромное местечко, чтобы без помех предаться любовным утехам. На свою беду, они находят его в местном парке, где через каких-нибудь три минуты неизвестный с 9-миллиметровым "люгером" (он сам сообщит об этом, звоня в полицию) тяжело ранит Майкла и насмерть застрелит Дарлин. С этого эпизода берет отсчет кинематографическая история о серийном убийце по прозвищу Зодиак (на самом деле первое совершенное убийство из числа тех, к которым доказана его причастность, относится к декабрю 1968-го — в фильме будет об этом упомянуто в письме самого маньяка). Расследование займет много, много времени — не просто месяцы и годы, а целые десятилетия, породит множество разнообразных (среди них будет и верная), но, увы, удручающе недоказуемых версий о личности преступника и, в частности, сведет вместе полицейского Дэвида Тоски (Руффало), репортера газеты San Fransisco Chronicle Пола Эйвери (Дауни-младший) и штатного художника того же издания Роберта Грейсмита (Джилленхол). Последний инициирует собственное расследование, результаты которого и были изложены впоследствии в книге "Зодиак" - которая, в свою очередь, и послужила основой для рецензируемой картины.
Те, кто ждал от Финчера нового интеллектуального триллера на грани с фильмом ужасов в духе ставших уже легендарными "Семи", безусловно, будут разочарованы. По части саспенса "Зодиак" уступает и предыдущему фильму режиссера — не слишком любопытной с художественной точки зрения, но богатой церебральными эффектами "Комнате страха". Вы не увидите здесь ни поединка умов, который был блестяще продемонстрирован триадой Спейси — Фримен — Питт, ни жесткой демонстрации физического и морального превосходства, как в случае с героями "Бойцовского клуба". Строго говоря, к жанру триллера "Зодиак" вообще имеет довольно опосредованное отношение (и то обусловленное, так сказать, спецификой темы) — скорее уместно провести аналогию с недавней лентой Джорджа Клуни "Спокойной ночи и удачи", своего рода производственной драмой. Рутинность и одновременно масштабность труда героев как нельзя лучше подчеркивают то и дело звучащие надрывные телефонные звонки — ставшие, наряду с песней Донована "Hurdy Gurdy Man", музыкальным лейтмотивом картины. Здесь нет четко обрисованных типажей — ни подонков-полицейских, ни наделенных сверхчеловеческими талантами и такой же злобой маньяков. Зная историю событий и наблюдая за дотошным освещением нюансов следствия, можно только поражаться тому, как блистательно сан-францисская полиция не использовала возможности схватить убийцу — который, судя по заключениям психологов, прямо-таки жаждал быть пойманным и не демонстрировал при подготовке и совершении преступлений никакой сверхъестественной интеллектуальной мощи. Правда, скрупулезность, с которой Финчер передает содержание грейсмитовской книги, хотя и вызывает как минимум уважение, однако в какой-то момент начинает играть с режиссером злую шутку: необходимость охватить несколько десятилетий кряду за 158 минут экранного времени порождает довольно странный, хотя и понятный эффект — ближе к финалу повествование начинает вестись словно бы небрежнее, а спасительные титры с указанием времени действия мелькают все чаще. С долей условности к недостаткам картины можно отнести и вечнозеленый облик Джейка Джилленхола (прямо-таки напрашивающегося на смену Эдриану Полу в известную отечественную песню) — впрочем, здесь эта особенность не так бросается в глаза, как, скажем, в "Горбатой горе". Впрочем, что касается игры, то тут к Джилленхолу никаких претензий, хотя приз личных симпатий автор этих строк склонен все же отдать Марку Руффало: вечно замотанный, сомневающийся, затравленный и все-таки упрямо делающий свою работу инспектор Тоски — едва ли не лучшая роль в фильмографии этого актера и, возможно, один из лучших образов полицейского в американском кинематографе за последнюю четверть века.
Наталья Корнилова, InterMedia