Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

"M.A.S.H.": ИГРА НА ПОРАЖЕНИЕ ***

28.06.07 16:29 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"M.A.S.H.": ИГРА НА ПОРАЖЕНИЕ ***

"Нельзя перекричать войну"
(Лев Троцкий)
Показ антивоенной комедии "M.A.S.H." (США, 1970, режиссер — Роберт Олтман, в ролях - Дональд Сазерленд, Эллиот Гульд, Том Скеррит, Салли Келлерман, Роберт Дюваль) прошел в рамках программы XXIX ММКФ "Роберт Олтман - великие семидесятые" в кинотеатре "Октябрь" 26 июня.
Корейская военная кампания в своей гибельной красе. Вертолеты штабелями доставляют раненых, предоперационные забиты телами, кровь хлещет гемоглобиновыми реками, а кто-то без конца бормочет тщетную и суетную молитву: "Господи, щади солдат на полях сражений, и наших командиров, и нашего главнокомандующего в Белом доме". В этих не слишком пригодных для человека условиях существует и продолжает работать палаточный лазарет (аббревиатуру, которой назван знаменитый фильм недавно ушедшего из жизни Олтмана, можно расшифровать как "перидвижной военно-хирургический госпиталь"), явившийся местом назначения молодого капитана Пирса (Сазерленд). Что говорить, против приказа не попрешь, но если просто стараться тупо выполнять воинский долг, можно лишиться рассудка. Обзаведясь на новом поприще друзьями-приятелями (Гульд и Скеррит), Пирс понемногу начинает вникать в будни импровизированной лечебницы, живущей лишь бедными развлечениями и звериной жаждой хоть как-то убить время: сальные шуточки, ни к чему не обязывающие подначки, дамы-nude в "журналах с картинками", быстрый и однообразный секс с женской частью медперсонала. Все это, по идее, должно хоть как-то скрашивать армейскую рутину. Киноведы давно уже привыкли определять "M.A.S.H." оксюмороном "комедия об ужасах войны". Однако при рассмотрении шедевра с высоты полета ястреба нового века абсурдный афоризм этот не выдерживает критики, легко распадается на части, дезинтегрируется.
Если "Передвижной госпиталь" Олтмана - комедия, то какая-то очень уж несмешная, даже не черная, а серо-буро-малиновая, по цвету своего невеселого антуража. Анекдот "ниже пояса", нарочитая похабщина, в какой-то момент хочется воскликнуть: "Черный юмор, черный юмор, что ж ты вьешься надо мной?" С "ужасами войны" все, конечно, сложнее. К 1970 году военные действия в Корее давно уже были отрефлексированы крупными мастерами кино, в том числе и такими, как Джон Франкенхаймер ("Маньчжурский кандидат") и Сэм Фуллер ("Я пережил ад в Корее"). Добавить к их кинематографическим высказываниям Олтману явно нечего, да он и не собирается этого делать, режиссера интересует гораздо более актуальная для тех лет тема: Вьетнам, там боевые действия на момент съемок фильма в самом разгаре. Не нужно обладать глубоким умом, чтобы найти прозрачную аналогию, бросающуюся в глаза, бьющую наотмашь. "Война - это кровавое и грязное дело", - утвержает Олтман. Выйдя на экраны, картина о буднях госпиталя вызвала щенячий восторг молодежи, размахивающей белыми флагами с голубиными лапками, и столь же тотальное (и во многом оправданное) неприятие ультраправых. Особенно неистовствовал вечный ковбой Джон Уэйн, сказавший буквально следующее: "В мире есть лозунги, гораздо более ненавистные для меня, чем приказ командира: "Прицелься, выстрели и убей!" Через несколько лет, когда Фрэнсис Ф.Коппола, уже не прикрываясь фиговым листком эзопова языка (страшное дело — наши доблестные рокеры, когда им нужно было залитовать "стремный" текст, приписывали в подзаголовок нечто вроде "песня посвящена событиям в Чикаго"), вознамерился рассказать всю правду о войне в своем "Апокалипсисе", слова Уэйна подхватил бывший друг Копполы Джон Милиус. "Мы проиграли войну в студенческих городках. Мы опозорились. Мы доминдальничались", - заявил умница дзен-фашист. Так проходило противостояние пораженцев и тех, кто считал войну славным и благородным занятием. Тогда кинематограф еще можно было считать властителем дум. Во многом в этом водоразделе виноват как раз олтмановский "M.A.S.H." и ему подобные пацифистские манифесты - к примеру, "Синий солдат" (1970) Ральфа Нельсона и даже "Как я выиграл войну" (1967) Ричарда Лестера.
Автор рецензии в полной мере отдает себе отчет, что на него обрушится критический шквал "десяти стрел на десяти ветрах", но не может наступить своей песне на горло: "M.A.S.H.", когда-то безусловно нужный и важный, ныне вызывает лишь томление тягостного недоумения. Отличные актеры, среди которых такие священные монстры, как Сазерленд, Гульд и Дюваль, люди, способные украсить любую кинокартину, здесь теряются среди прочих персонажей, выглядят чуть ли не статистами, ребятами из массовки. Что подтверждает: еще никому не удавалось снять внятный фильм, где героем бы выступал Его Величество Коллектив. Даже в схожем по описанию отрезанного от биения жизни мужского мира "Шталаге-17" (1953) Билли Уайлдера весь драйв держится на характере персонажа Уильяма Холдена, индивидуалиста и одиночки. Здесь же - сплошное мельтешение свихнувшихся элементов невнятной мозаики. Понятен излишний натурализм, с каким Олтман показывает свои бесконечные сцены хирургических операций. Но "понятен" - не означает "интересен". Фильм не рекомендуется детишкам и женщинам. Первых могут испугать фонтаны кровищи. Вторую категорию, которую только кровавые сцены и радуют, заставит на десятой минуте выйти из зала отсутствие высоты романтического полета. Те, кто до сих пор болен красотой и любовью, легко обойдутся без фильма "M.A.S.H.".
Борис Белокуров, InterMedia