Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"УВОЛЬНЕНИЕ В ГОРОД": С КОРАБЛЯ НА БАЛ ****

25.06.07 23:44 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"УВОЛЬНЕНИЕ В ГОРОД": С КОРАБЛЯ НА БАЛ ****

Показ мюзикла "Увольнение в город" (On the Town, США, 1949, режиссеры - Джин Келли, Стэнли Донен, в ролях - Джин Келли, Фрэнк Синатра, Бетти Гаррет, Энн Миллер, Жюль Маншин) прошел в рамках программы XXIX ММКФ в кинотеатре "Октябрь" 24 июня.
Увольнение в город для моряка - все равно что для кота-котофеевича валерьянка, для Никиты Михалкова - слава и власть, для Квентина Тарантино - редкий костодробительный фильм с участием Гордона Лиу. Другими словами - источник вдохновения и наслаждения. Но что же делает моряк, почувствовав под ногами асфальтовую поверхность суши? Понятное дело, отдыхает, но как отдыхает? Сразу же вспоминается фильм "Мама, не горюй!": "Культурно отдыхает! Как и положено морячку отдыхать!" И вот, едва склянки пробили шесть утра, трое ребят из US Navy (Келли, Синатра, Маншин) с неистовой силой принялись превращать сонную одурь рассветного "Большого Яблока" в бесшабашную буффонаду.
Общеизвестно, что "отдых" для подобного плана молодцев заключается в знакомствах с разнообразными девушками, но как с ними наладить контакт, парни толком не знают или забыли. Ужас усугубляется тем, что все они - выходцы из провинции, мегаполис пугает их, Нью-Йорк смотрит на них как бы из бездны, но одновременно - извне ее. Впрочем, искомые девушки тут же нарисовались, одна другой краше: первая - работница музея, вторая - таксистка, а третья - так и вовсе какая-то несуразная "Мисс Турникет", королева афиш в подземке: "Она встречается со многими военными, но сердце ее навсегда принадлежит морякам". В приключениях матросов дело не обошлось без консерватории, полиции, всерьез обеспокоенной проблемой "крушения динозавра" (запоздалый привет "Воспитанию Крошки" Хоукса), и танцев с чучелом доисторического человека. Антропологиня, нараспев объясняя новым знакомцам свой идеал мужчины, обнимает питекантропа и воркует о том, что ему неведом психоанализ и он, невинная душа, не толкует сны. Все это безумие сопровождается и усиливается музыкой Леонарда Бернстайна. Картина, едва ли не впервые в истории мюзикла, снята на нью-йоркских улицах, кадры из нее неизменно включаются в "оскаровскую" нарезку всякий раз, когда речь заходит об образе этого города в кино: "Завтрак у Тиффани", "Таксист" и бродвейский скиталец Вуди Аллен появятся значительно позже. Послевоенной Америке "Увольнение в город" было необходимо, как витамины, как глоток доброго виски в разгар сухого закона. Согласно легенде, именно после этого фильма Фрэнк Синатра произнес крылатую фразу: "Больше им меня в матросский костюмчик не запихнуть!"
Можно и нужно понять Синатру. К концу сороковых амбициозный итальянец уже перерос белые шапочки, нелепые морские робы-комбинезоны и дрыганье ножками в компании полубессмысленных див. Исстрадавшаяся мафиозная душа просила большего. Фрэнк давно уже чувствовал, как в нем проклевываются ростки драматического артиста. Но упоительный мюзик-холл продол¬жался еще несколько лет, пока в 1954 году Синатра наконец-то не "упросил" боссов "Коламбии" попробовать его на роль солдата в экранизации книги Джеймса Джонса "Отсюда и в вечность". ("Просьба" эта подробно описана в "Крестном отце".) Результат известен: к певцу после получения им "Оскара (наверное, и здесь "работникам ствола и кастета" пришлось потрудиться) стали относиться иначе. Ну а затем последовали "Человек с золотой рукой", "И побежали они", а также сага об Оушене, у которого было много друзей, но и они не смогли помешать Стивену Содербергу в новом веке среди бела дня издеваться над киноклассикой. Фильмы о морячках Синатра с дрожью вспоминал до своего последнего дня. (В программу ММКФ включен и еще один, более ранний опус из этой серии, - "Поднять якоря!" (1945) Джорджа Сидни; там происходит приблизительно то же самое). Да и нашему неискушенному в китче зрителю, в чьих видеотеках и мозгах еще пустуют полки, предназначенные для итальянских лент о силаче-геркулесе Мацисте и западногерманских лент о скромном вожде апачей Виннету, сложно будет всем сердцем воспринять "моряческий жанр". Придется поверить на слово: "Увольнение в город", хотя этот фильм и превосходит своим идиотизмом строгую и выдержанную вещь "Своди меня на матч", показанную на фестивале днем раньше, произведение предельно честное, предельно настоящее, предельно живое. И, кстати, для тех, кто знаком с принципами голливудского мюзикла, абсолютно серьезное. Кроме шуток.
Борис Белокуров, InterMedia