Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

01.12.2016

"СУРЖЕКЕЙ - АНГЕЛ СМЕРТИ": СТЕПНОЙ ВОЛК *****

25.06.07 23:44 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"СУРЖЕКЕЙ - АНГЕЛ СМЕРТИ": СТЕПНОЙ ВОЛК *****

Показ исторической драмы "Суржекей - ангел смерти" (СССР, 1991, режиссер - Дамир Манабаев, в ролях — Мейирман Нурекеев, Нурмухан Жантурин, Жанас Исаков, Бахытжан Альпеисов) прошел в рамках программы XXIX ММКФ "Прощай, СССР" в кинотеатре "Октябрь" 24 июня.
Затерянный среди барханов аул живет по своим законам - законам родоплеменного строя. Никакие признаки цивилизации, кроме разве что огнестрельного оружия, еще не коснулись этих богом забытых мест: ободранные дырявые юрты, косматые верблюды, больше похожие на яков, пиалы с кумысом и алкогольным пойлом местного производства - если из чашки плеснуть в костер, горящий в степи, огонь запылает ярче. Впрочем, отношения между людьми здесь в общем-то такие же, как в любом мегаполисе: необходимый баланс любви-ненависти сохраняется в любом обществе. Так было до тех пор, пока в аул не явился представитель Советской власти, называющий себя Суржекеем. Полуграмотного кочевника, сына степей и пустынь, нарядили в гимнастерку, вручили ему шашку и наган и отправили вершить продразверстку: страна остро нуждается в зерне, мясе, а превыше всего - в страхе и послушании. Нам не показывают тех, кто это придумал, действие не выходит за пределы убогого поселения. Наделенный абсолютной властью, вооруженный и снабженный помощником-убийцей усатый демон во френче вносит смуту в налаженный, хотя и безрадостный быт. Часть жителей аула откровенно лебезит и пресмыкается перед ним, вековые устои рушатся, люди учатся доносить друг на друга. "Молодец, родного тестя выдал, не пожалел", - хвалит один из персонажей другого. Есть и такие, кто пожестче и поумней. Они скрываются в степи, расстреливая уносящие плоды своего труда эшелоны. Все, как в известной песне про атамана: "При Советах жить - торговать свой крест, много нас таких уходило в лес", - с той лишь разницей, что в этом мире не может быть ни креста, ни леса: реалии, скажем так, не те. Прочие лишь тихо ропщут, забившись в юрты, и ропот их воскрешает в памяти фильм Юрая Якубиско "Неясная весть о конце света": "Что же это делается? Проклятое время! Ходишь, как по лезвию бритвы". А Суржекей все больше и больше распаляется от вседозволенности: "Пусть хоть кровью изойдут". В конце концов пуля найдется и на него, и на тех, кто связал с ним свою судьбу, но после этого люди в ауле уже никогда больше не смогут жить долго и счастливо. Завершает фильм первая за два с половиной часа фраза, произнесенная на русском, минорная прописная мораль: "Рождение случайно. Смерть - истина. Человек в этом мире лишь гость".
Программа Петра Шепотинника "Прощай, СССР", объединяющая в себе фильмы, снятые в 1991-м - самом безумном для нашей новейшей истории - году, в целом отражает смятение, творившееся в умах творцов, осознавших, что под ногами вместо госинвестиций - зыбучие пески. Картины Абдрашитова, Рогожкина, Огородникова и Тягунова могли появиться лишь в те смутные времена. Они несут в себе мало художественных достоинств, зато иллюстрируют мысль о том, что художник гораздо лучше реализуется в обстановке политического покоя. На фоне опусов всех перечисленных авторов величественная и мрачная картина ветерана "Казахфильма" Манабаева выглядит, как Шекспир в петлюровской банде. В начале 90-х "Суржекея" "прокатили" на фестивале в Салониках: возобладавшим в жюри "левакам" не понравилось, что фильм против "красных". Между тем, Манабаев настолько же настроен "против" чего-либо, насколько были "против" Кането Синдо, СЈхэй Имамура и Хироси Тесигавара, снимавшие скорбные драмы о жизни в пограничных обстоятельствах. Судя по всему, именно эти знаменитые японцы служили для Манабаева основным источником вдохновения. Вторым можно назвать крайне популярный советский жанр "истерна", впрочем, здесь из него вычеркнута важная составляющая - победный революционный пафос. Осталось лишь контрастное, тонированное, словно выжженное слепящим солнцем пустыни изображение условий человеческого существования на планете, где нет правых и виноватых. Все мы лишь на короткий срок приглашены в гости. Засиделись? Пора по домам? Ничего удивительного, что этот редкий и уникальный фильм, который никто никогда не видел и не увидит, на фестивале шел в пустом зале. Смотреть кино бывших "братских" регионов с некоторых пор стало некому. Время настигло его, так же, как пуля - мерзавца Суржекея. Goodbye, USSR!
Борис Белокуров, InterMedia