Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

ЛОНДОНСКАЯ "ПЕТРУШКА"

18.06.07 16:01 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ЛОНДОНСКАЯ "ПЕТРУШКА"

Лондонский симфонический оркестр выступил под управлением своего главного дирижера Валерия Гергиева 16 июня в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Российские гастроли посвящены 125-летию со дня рождения Игоря Стравинского, родившегося 17 июня 1882 года в Санкт-Петербурге — в этот день коллектив выступит в северной столице. Помимо произведений юбиляра (одного популярного, второго — не очень известного), в программу тура музыканты включили сочинения Сергея Прокофьева и Клода Дебюсси. "Это могучее трио, которое дает понять, чем жил в начале ХХ века музыкальный мир", - пояснил выбор Валерий Гергиев, добавив: "И я рад, что двое из них — великие русские композиторы". По традиции, слушателей приветствовал Святослав Бэлза. Отдав должное Московской филармонии, которая продолжает знакомить публику с лучшими европейскими коллективами (в феврале это был Венский филармонический оркестр), Бэлза вкратце поведал историю оркестра и его гастролей в Москве, отметив, что "особенно приятно, что на этот раз ЛСО прибыл с новым главным дирижером". Избрание на этот пост российского маэстро ведущий назвал "не только его достоинствами", но и "признанием успехов русской дирижерской исполнительской школы". "Ну а теперь Стравинский и маэстро Валерий Гергиев!" - пригласил ведущий в конце своей речи.
Программу открыла уже звучавшая в этом сезоне в КЗЧ в рамках Пасхального фестиваля в исполнении Оркестра Мариинского театра Симфония в трех движениях, написанная Стравинским уже в Америке в 1945 году вскоре после окончания Второй Мировой войны. Несмотря на утверждения самого автора, что программа в этом сочинении отсутствует, даже он не отрицал, что музыка, особенно третьей части, навеяна впечатлениями кинематографических военных хроник. В исполнении ЛСО симфония прозвучала в традициях старых голливудских лент.
Вторым номером первого отделения стал Первый скрипичный концерт Прокофьева, сочиненный в возрасте 25 лет одновременно с Классической симфонией. Солировал Вадим Репин. "Как говаривал Пушкин, бывают странные сближения, - предварил Бэлза выход скрипача на сцену. — Репин родился в 1971 году в Новосибирске, как раз в тот год, когда впервые в Москву приехал ЛСО (дирижировал Бенджамин Бриттен. - Прим. ред.)". Вадим Репин играет на скрипке "Ruby" 1708 года работы Антонио Страдивари, предоставленной ему Обществом Страдивари в Чикаго. Виртуозный скрипичный концерт прозвучал с должной легкостью и изяществом и, в отличие от сочинений Стравинского, с более-менее прочувствованным юмором.
Для бисов в первом отделении были выбраны вторая часть Скрипичного концерта, интерпретированная на сей раз в более неформальной расслабленной манере, и лукаво-мяукающий Венецианский карнавал Никколо Паганини, который, судя по устроенным овациям, лучше всего запомнится публике.
Второе отделение открыли три прелюдии Клода Дебюсси, который, по словам Святослава Бэлзы, испытал "недолгое, но очень серьезное увлечение музыкой Стравинского" и "был в юности домашним пианистом благодетельницы Чайковского Надежды фон Мекк". Две тетради фортепианных прелюдий были созданы Дебюсси в 1913 году. Оркестровую обработку всех 24-х фортепианных прелюдий осуществил британский композитор Колин Мэттьюз, являвшийся в 1991-1999 композитором-партнером ЛСО. По словам Бэлзы, "Колин Мэттьюз, можно выразиться, акварели перерисовал маслом, и они от этого не стали грубее". Оркестр исполнил прелюдии "Ворота Альгамбры", "Ароматы и звуки, кружащиеся в вечернем воздухе", "Что видел западный ветер", прозвучавшие красочно-колорированно с интересными оркестровыми стереоэффектами.
В завершении концерта, не имевшего бисов, прозвучала музыка к балету "Петрушка" Стравинского, таким образом, выполнившая роль арки. Исполнение отличалось очень выпуклой игрой — многослойностью, стереофонизмом. Конечно, после мариинского "Петрушки", сравнения с которым неизбежны, англичане представили эмоционально-облегченный вариант произведения, этакого "Petrushka Light".
Выбранная музыка показала с выгодной стороны манеру оркестра — легкую, ясную, изящную. Странно, что не обошлось без проблем, особенно это касается ритмической стороны: вступлений и темповых колебаний (последнее чаще всего проявлялось в Скрипичном концерте, возможно, явившись следствием разных художественных трактовок солиста и дирижера). Хорошее мастерство показала деревянная духовая группа. Как ни странно для европейского оркестра, несколько тускло звучала медь, что особенно было заметно в сочинениях ее любителя Стравинского.
Программа прозвучала по-европейски — где-то, как в прелюдиях Дебюсси, это было очень уместно, но, к примеру, в "Петрушке" несколько резали ухо то сладкий звук, то псевдорусский размах, а то и почти лубок. Впрочем, Стравинский не так часто удается оркестрам — кому-то в какие-то моменты удается отразить заложенную в одних его сочинениях мощь, либо философскую отрешенность, но мало кто в состоянии передать гибкий юмор, пересмешничество — пожалуй, главные черты музыки Стравинского, отраженные в тончайших интонациях, выразительных высказываниях и репликах.