Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

21.02.2017
20.02.2017

ШУБЕРТ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

04.06.07 14:22 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ШУБЕРТ ПО-ФРАНЦУЗСКИ

Концерт Национального оркестра Франции под управлением Риккардо Мути открыл Второй Фестиваль симфонических оркестров мира 1 июня в Колонном зале Дома Союзов. Московский форум посвящен государственному празднику — Дню России: по такому торжественному случаю французы остановили свой выбор на монографической программе из сочинений Франца Шуберта: двух симфониях, написанных одна за другой, но абсолютно непохожих, - си-минорной Восьмой ("Неоконченной") и до-мажорной Девятой ("Большой"), которые прозвучали в концерте в хронологическом порядке, и Увертюре из музыки к пьесе "Розамунда" (открывшей вечер) с Антрактом того же сценического сочинения, прозвучавшим на бис и таким образом создавшим логичную арку. Такой выбор программы позволяет сравнить разные грани композиторского языка и представляет интерес для профессионалов.
Фестиваль открыли приветственными словами критик Святослав Бэлза, советник президента РФ Юрий Лаптев и директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России (организатор форума) Лолита Сильвиан. По словам Бэлзы, "при всей насыщенности культурной жизни Москвы" Фестиваль симфонических оркестров мира "поражает своими масштабами и высоким уровнем". Юрий Лаптев поздравил слушателей и организаторов с тем, что акция проходит вот уже второй раз, и зачитал приветствие президента Владимира Путина, где говорилось, что "уникальный для отечественной культуры форум становится доброй традицией". Лолита Сильвиан поприветствовала гостей и выразила надежду, что "музыкантам понравятся великолепный зал и российская публика".
Публика действительно приняла французский коллектив и знаменитого маэстро очень тепло. Можно сказать, что в соответствии с тем неповторимым, присущим этому оркестру звуком — исключительно мягким, бархатным, глубоким, культурным, интеллигентным, наполнявшим и насыщавшим каждую ноту. Вместе с тем, не увлекаясь отдельными сонорами, на едином дыхании исполнялось каждое высказывание, и вся музыка, пропитанная ощущением этого воздуха, звучала естественно, словно дышала. Оркестранты чрезвычайно гибко реагировали на чрезвычайно гибкий жест, передавая тончайшие технические оттенки партитуры, однако создалось впечатление, что согласие в плане эмоциональной трактовки между дирижером и оркестром отсутствовало — богатство внутреннего темперамента в жестах маэстро Мути не всегда откликалось в звуке. Возможно, именно поэтому слушателю была предоставлена возможность восприятия музыки в восточном ключе, как "пребывание в состоянии", как любование самим тембром данного оркестра, а не в западном, как драматическое развитие во времени. Национальный оркестр Франции радовал ухо тончайшим пианиссимо, внутренним светом и изяществом, являющими неповторимый облик саунда данного коллектива. Музыкантам, казалось, не помешал даже некоторый курьез, случившийся перед бисом. Часть публики ушла сразу по окончании основной программы (это казалось несколько странным — во-первых, благодаря редкой пунктуальности французов, концерт закончился рано, а во-вторых, по случаю теплой погоды не надо было сдавать вещи в гардероб и, соответственно, торопиться занять очередь), и когда Риккардо Мути встал за пульт для исполнения Антракта к "Розамунде", зал затих, но из фойе доносились довольно громкие крики уходящих. Маэстро Мути терпеливо выждал паузу, и, когда посторонние звуки сошли на диминуэндо, оркестр достойно завершил первый день Фестиваля симфонических оркестров мира.