Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.11.2017
22.11.2017

ПАСХА И ДЕНЬ ПОБЕДЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ В КОНЦЕРТЕ

10.05.07 14:19 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ПАСХА И ДЕНЬ ПОБЕДЫ ОБЪЕДИНИЛИСЬ В КОНЦЕРТЕ

Закрытие VI Московского Пасхального фестиваля состоялось 9 мая в Светлановском зале ММДМ. В исполнении симфонического оркестра, хора и солистов Мариинского театра п/у Валерия Гергиева прозвучали сочинения Игоря Стравинского, к 125-летию которого приурочен нынешний крупнейший российский академический форум. Среди слушателей в переполненном зале можно было встретить не только мэра Москвы Юрия Лужкова, министра культуры Александра Соколова, руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого и режиссера Алена Маратра, поставившего одну из свежайших премьер Мариинки - оперу "Любовь к трем апельсинам" Сергея Прокофьева (показанную в рамках Пасхального фестиваля 8 мая), но и известных музыкантов, в частности, Юрия Башмета, крадучись и пригнувшись пробиравшегося на свое VIP-место, когда в зале уже гас свет.
Перед тем как зазвучала музыка, слово взял Юрий Лужков. Поздравив присутствующих в зале ветеранов (впрочем, если они и были, то прятались. - Прим. ред.), он открыл свою речь сообщением о "завершении марафона — великого, и с каждым годом становящегося все более масштабным, - Пасхального фестиваля". "Мы сегодня завершаем День Победы. Это очень символично — День Победы, день веры, когда мы благодарим защитников Отечества за то, что в 1945 году наш народ одержал победу над самым злейшим и коварным врагом. Когда мы говорим о Пасхальном фестивале и музыке, то и здесь музыка тоже вела нас к победе разума, да и просто к победе. Ибо то произведение, что и сейчас звучит в нашей памяти — "Священная война" - поднимало народ гораздо сильнее, чем это делали призывы руководителей и политиков. Когда в осажденном Ленинграде Шостакович творил свое бессмертное произведение, он делал это тоже для победы. Пасхальный фестиваль, в свою очередь, несет в себе те базисные начала красоты и культуры, которые предложил нам великий дирижер Валерий Гергиев", - завершил свое выступление Юрий Лужков. Руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой в своей небольшой речи также подчеркнул взаимосвязь двух праздников - Пасхи и Дня Победы: "Пасха — это великий праздник воскресения, и я думаю, что 9 мая для России — это тоже великий праздник воскресения". Художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев также обратился к слушателям с сообщением, что торжественное закрытие форума музыканты посвящают памяти Мстислава Ростроповича. "Маэстро был другом нашего коллектива, сотрудничал с нами", - сообщил худрук Мариинки. По его мнению, для такого концерта как нельзя лучше подходит музыка Стравинского, "одного из крупнейших русских композиторов".
В первом отделении прозвучало одно из редко исполняемых произведений — "Свадебка" для солистов - вокалистов, четырех роялей, группы ударных инструментов и хора. В исполнении приняли участие певцы Ирина Васильева (сопрано), Ольга Савова (меццо-сопрано), Александр Тимченко (тенор), Геннадий Беззубенков (бас), пианисты Максим Могилевский, Светлана Смолина, Александр Могилевский, Юлия Заичкина. Произведение эффектное и сложное, особенно для русского человека (как для исполнителя, так и, как выяснилось, для некоторых слушателей, невзирая на исполнение по прошествии ста лет после создания), прежде всего своими невероятными ритмическими структурами, сочетающимися при этом с широкой русской распевностью.
Второе отделение открыло небольшое сочинение для духовой группы оркестра "Симфонии духовых инструментов", посвященное автором памяти Клода Дебюсси. Неоклассическое произведение, построенное, как всегда у Стравинского, на сочетании несочетаемого, в данном случае — скоморошьих наигрышей, русских церковных песнопений, интонаций фольклорных плачей, — прозвучало в исполнении Мариинских духовиков очень убедительно. Питерский оркестр вновь доказал свое превосходство в этом вопросе над всеми российскими коллективами.
Завершала VI Московский Пасхальный фестиваль музыка к балету "Весна священная" - сочинение, в отличие от предыдущих, исполняемое довольно часто и прозвучавшее у Мариинского оркестра и маэстро Гергиева целостным, драматургически выстроенным ярким полотном, обладающим потрясающей энергетикой.
Впрочем, невзирая на завершение основной программы и позднее время (22.45), музыкантов на этом не отпустили, и слушатели вытребовали еще один бис, которым стала эффектная симфоническая миниатюра "Баба-Яга" Анатолия Лядова — учителя Игоря Стравинского.