Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД ПОКЛОННИКАМИ В КАЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА

17.04.07 13:06 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ ПРЕДСТАЛ ПЕРЕД ПОКЛОННИКАМИ В КАЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА

Творческий вечер к 50-летию Михаила Плетнева состоялся 16 апреля в Концертном зале им. П.И.Чайковского. В этот раз знаменитый музыкант выступил не только в роли исполнителя, но и композитора — звучали только его произведения. На установленных над сценой экранах демонстрировались кадры из фильма "Плетнев" режиссера Юрия Борисова (2007 год), где были показаны: рабочие моменты репетиций, воспоминания маэстро о родителях, его мать, Плетнев на отдыхе, Плетнев, управляющий аэропланом и т.д. Велась прямая трансляция по телеканалу "Культура". По традиции торжество открыл Святослав Бэлза, сообщивший о поводе, который собрал аудиторию и выразивший недоумение: "Сочетание этой цифры и этого имени может вызвать некоторые сомнения. С одной стороны, Михаил Васильевич по прежнему юношески-молод, сохраняет спортивную форму, с другой стороны, его имя у всех на слуху". Отметив, что маэстро "поворачивается к публике разными гранями своего таланта", г-н Бэлза объяснил источник происхождения дара — Михаил Плетнев родился 14 апреля, 50 лет назад на этот день пришлось Вербное воскресенье, что объясняет дар музыканта свыше. "В 33 года - тоже возраст знаменательный — Михаил Плетнев создает Российский национальный оркестр, - продолжил божественную тему Святослав Бэлза. — Плетнев-пианист и Плетнев-дирижер неделимы". Сравнив маэстро с Сергеем Прокофьевым, который "являлся блистательным пианистом", но прославился как композитор, Бэлза привел слова Станислава Нейгауза, сказанные в адрес Прокофьева: "Есть исполнители, которые могли бы стать композиторами, если бы занялись этим. Как женщина, которая могла бы стать матерью, но отдала свои силы приемышам". По мнению современного критика, "Плетнев выпестовал много приемышей, но отдает силы и своим детям — своим сочинениям". "Через минуту состоится явление юбиляра на сцене", - заключил импровизацию Бэлза. При появлении Михаила Плетнева зал встал.
Перед собственно концертом на сцену с поздравительными речами были приглашены официальные лица. Советник президента РФ Юрий Лаптев открыл выступление словами: "Мы посмотрели кадры из фильма (в которых музыкант шел по коридору и входил во множество помещений. - Прим. ред.) и мне кажется, что они очень символичны, потому что Плетнев всегда шел в открытые двери", после чего зачитал приветственное слово президента Владимира Путина и сообщил собравшимся о представлении музыканта к ордену "За заслуги перед отечеством" III степени. Затем на сцену поднялся представитель Святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II, настоятель Храма Софии — мудрости божьей протоиерей Владимир, который огласил послание патриарха и наградил юбиляра орденом РПЦ Св. благоверного князя Даниила Московского III степени.
В концертной программе прозвучали разноплановые сочинения Михаила Плетнева, демонстрирующие умение маэстро тонко работать с композицией в разных стилях — от детской хоровой музыки до серийной техники. В исполнении всех, кроме ансамблевых, сочинений маэстро принял участие Российский национальный оркестр. Дирижировал автор. Программу открыли две части Классической симфонии — II Andante и IV Moderato, написанной в начале 80-х годов. Одноименное произведение существует и у Сергея Прокофьева, но если последний вдохновлялся творчеством Йозефа Гайдна, то источником вдохновения для нашего современника стало уже творчество Прокофьева, а также любимого композитора Плетнева П.И.Чайковского. Продолжил программу Квинтет для флейты, скрипки, альта, виолончели и фортепиано в пяти частях, написанный вскоре после победы на Международном конкурсе им. П.И.Чайковского (1978 год). В исполнении сочинения приняли участие концертмейстеры РНО — Максим Рубцов (флейта), Алексей Бруни (скрипка), Сергей Дубов (альт), Александр Готгельф (виолончель) — и пианист Денис Мацуев. Квинтет написан с применением музыкальных техник ХХ века, и исполнители очень тонко передали любование каждым сонором, продемонстрировав великолепное знание стиля маэстро. Завершали программу первого отделения две части Концерта для альта с оркестром — II Andante и III Presto, - созданного Михаилом Плетневым для Юрия Башмета, который и стал его первым исполнителем в 1999 году. В юбилейном концерте солировал Александр Акимов, манера держаться и исполнительский стиль которого очень напомнили адресата.
Второе отделение открыл Цикл из 10 детских песен на стихи Романа Сефа, в исполнении которого принял участие Большой детский хор Российской государственной радиовещательной компании "Голос России". В этой сюите хоровым коллективом и Российским национальным оркестром дирижировал руководитель хора Анатолий Кисляков. Цикл включил в себя также самые разные по настроению песни — лирические, юмористические и др. В заключение концерта прозвучала российская премьера трехчастной фантазии для двух фортепиано с оркестром "Helvetica", созданной в прошлом году. В исполнении приняли участие друзья Михаила Плетнева - братья пианисты Александр и Михаил Манц — для которых и создано сочинение. На сочинение этой музыки композитора вдохновила швейцарская природа, три части фантазии рисуют соответственно пейзажи гор, красоты равнин и, заключительная, карнавальное шествие. Михаил Плетнев основательно подошел к созданию произведения — изучая швейцарский фольклор по антологии народных мелодий, куда вошло полторы тысячи песен, он обнаружил только одну минорную, которую, конечно, использовал в своем сочинении. Для обработки фольклора композитор избрал нетрадиционный для сегодняшнего дня путь — никакого "барабаризма" нет в фантазии "Helvetica" - Михаил Плетнев обратился к забытой традиции романтиков, которая на сегодняшний день звучит очень свежо, не говоря о том, что приятно.
Невзирая на разную стилевую палитру представленных в юбилейном концерте сочинений, все они объединены довольно строгим стилем Плетнева-композитора. Во многом передаче этого стиля способствовала соответствующая исполнительская манера — даже не член РНО Денис Мацуев в своих интерпретациях был тоньше, чем обычно. Когда же за пульт становился сам маэстро, возникало идеально гармоничное сочетание между составляющими "автор — интерпретатор".