Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

МАРИИНСКИЙ ОРКЕСТР ОСВАИВАЕТ ПОВОЛЖЬЕ

16.04.07 13:51 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
МАРИИНСКИЙ ОРКЕСТР ОСВАИВАЕТ ПОВОЛЖЬЕ

Симфонический оркестр Мариинского театра п/у Валерия Гергиева выступил в рамках региональной программы VI Московского Пасхального фестиваля в Нижнем Новгороде, Ульяновске, Самаре и Тольятти. За четыре дня — с 9 по 12 апреля — было дано шесть концертов, сопровождавшихся брифингами маэстро и репетициями, которым Валерий Гергиев придает чрезвычайно важное значение (в зависимости от акустики зала программа может быть значительно изменена). Вряд ли еще один оркестр в мире имеет столь же плотный гастрольный график: из столицы коллектив выехал вечером 8 апреля сразу после концерта в Большом зале консерватории, 9 апреля дав два концерта в Нижнем Новгороде, 10 — один в Ульяновске, 11 — два в Самаре, 12 — один в Тольятти, а вернувшись днем 13 апреля прямо из Домодедова отправился на сцену Концертного зала им. П.И.Чайковского, 14 апреля днем выступив в БЗК, вечером в МАМТе на закрытии "Золотой маски". 15 апреля музыканты улетели на Канарские острова с тетралогией Рихарда Вагнера, чтобы 23-го вернуться на Московский Пасхальный фестиваль и т.д. Как признает сам маэстро Гергиев, "какой еще оркестр с мировой славой пойдет на такое?"
Что касается региональной программы Пасхального фестиваля, лишь единственный зал был знаком петербуржцам - Кремлевский концертный зал Нижегородской государственной академической филармонии им. Мстислава Ростроповича. В нем художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев и возглавляемый им коллектив уже выступали в 2004 году, когда дебютировала региональная программа. В остальных городах оркестр играл впервые. Сам маэстро Гергиев ранее бывал лишь в Ульяновске — 26 лет назад с Ульяновским симфоническим оркестром он исполнял Третью симфонию Сергея Прокофьева.
Региональные концерты VI Пасхального фестиваля прошли при переполненных залах, публика приветствовала оркестр Мариинского театра стоя. Билеты на половину концертов распространялись бесплатно, цены на другие по сегодняшним меркам можно считать символическими. Как сказал сам художественный руководитель форума: "Фестиваль задумывался как праздничный и прежде всего некоммерческий. Из 120 концертов 100 бесплатные".
В региональных мероприятиях преимущественно звучали сочинения программного характера либо сценические произведения в концертном исполнении. В программе гастролей, составленной без скидок на провинцию и предлагавшей как хиты, так и раритеты, можно было выделить три основных блока: сочинения главного героя программы VI фестиваля Игоря Стравинского (к 125-летию со дня рождения), другой составила музыка немецких композиторов Рихарда Вагнера и Густава Малера (Валерий Гергиев назвал эти два блока "главной и побочной темами фестиваля"), в третий вошли произведения трех композиторов, чьи имена так или иначе связаны со Стравинским и Петербургом, — учителя Стравинского Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина и бывавшего в Петербурге Клода Дебюсси, который, по словам Валерия Гергиева, "испытал влияние русской музыки".
Исполнение в рамках региональной программы музыки героя VI Пасхального фестиваля — Игоря Стравинского — играло, в том числе, просветительскую роль. "Это, может быть, не самая крупная дата, - сказал Валерий Гергиев о 125-летии композитора, - но когда мы доживем до его 150-летия, то будем праздновать шире. Этот человек произвел революцию в музыке, может быть бОльшую, чем Ленин, в городе которого мы вчера побывали". В региональной программе прозвучала неоклассическая Симфония in С, балет в трех сдачах "Игра в карты", балеты "Петрушка" и "Жар-птица".
Яркими событиями программы стали концерты из сочинений "побочной темы" фестиваля. Нижегородцам досталась Пятая симфония Малера, трактованная в лучших традициях исполнения симфоний П.И.Чайковского, ну а самарцам с I актом "Зигфрида" и, в особенности, тольяттинцам с известнейшим III действием "Валькирии" даже не требовалось ни декораций, ни перевода — столь удачно было сочетание вокального мастерства и драматической игры артистов, ярка и выпукла игра оркестра. В исполнении принимали участие певцы — тенор Виктор Луцюк (Зигфрид), тенор Андрей Попов (Миме), бас Вадим Кравец (Странник), бас-баритон Алексей Тановицкий (Вотан), меццо-сопрано Ольга Савова (Брунгильда), сопрано Млада Худолей (Зиглинда) и др. Если Ольга Савова и Млада Худолей уже хорошо известны столичной публике в своих ролях, то начинающие петь в тетралогии Вагнера Алексей Тановицкий и Андрей Попов произвели очень хорошее впечатление и в вокальном, и в драматическом соответствии своим партиям.
Журналистов заинтересовало, почему в рамках Пасхального фестиваля звучат оперы Вагнера, а на его открытии "Жар-птица" Стравинского. "Есть вопросы, которые задают постоянно, - сообщил Валерий Гергиев. — Почему я сыграл на открытии Пасхального фестиваля "Весну священную"? Потому что это великое произведение". Маэстро поделился, что 75% фестивальных программ основаны на сочинениях только русских композиторов. "Человек нынче не может быть предубежден против какой-то религии. Нас интересуют все — молодые, пожилые, верующие, атеисты — мы выступаем против агрессии, а музыка поднимает и возвышает, - объяснил свои программы Валерий Гергиев. — Немцы слушают русскую музыку с утра до ночи, и мы их за это не ругаем. Они сумели подняться над своим прошлым".
Напряженные гастроли Мариинского театра имели очень высокий уровень организации. Помимо спонсорских сил, концерты проходили при поддержке поклонника Мариинки, полномочного представителя президента РФ Приволжского федерального округа Александра Коновалова, который в одном из приветствий высказал желание и готовность "сделать какой-то проект под Мариинский театр, так как Мариинка, как и Волга, является одним из величайших символов России". Похоже, что и Валерий Гергиев согласен с ним — как следовало из многочисленных упоминаний самого маэстро, вероятнее всего в следующие волжские гастроли труппа поплывет. "Я давно думал о крупном туре Мариинского театра по Волге, на красивом теплоходе, может быть с друзьями театра, может быть, из Рыбинска до Астрахани", - поделился Валерий Гергиев, добавив, что "разговоры по этому поводу уже ведутся".
Мария Зуева, InterMedia