Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

ЧЕЛЯБИНЦЫ ПРЕДСТАВИЛИ "ПИКОВУЮ ДАМУ" ПОЛУВОДЕВИЛЕМ

30.03.07 15:19 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ЧЕЛЯБИНЦЫ ПРЕДСТАВИЛИ "ПИКОВУЮ ДАМУ" ПОЛУВОДЕВИЛЕМ

Опера "Пиковая дама" П.И.Чайковского в постановке Челябинского Театра оперы и балета им. М.И.Глинки была показана 29 марта на сцене "Новой оперы" в рамках фестиваля "Золотая маска". Спектакль номинирован в одной категории - на звание лучшего в жанре оперы. С этой постановкой Алексея Степанюка москвичи уже знакомы по сценической версии "Пиковой дамы", показанной в Концертном зале им. П.И.Чайковского в конце 2004 года Мариинским театром — режиссура претерпела незначительные изменения. Изменилось многое другое. Конечно, делается скидка на то, что на сцене находится театр из провинции, поставленный в очень сложные условия выживания. Скидку можно сделать для оркестра, который действительно играл на должном уровне, высоком для провинциальных оркестров (где музыканты, как известно, играют на шифоньерах), и, пожалуй, даже высоком для некоторых столичных коллективов. Здесь также надо отдать должное молодому дирижеру и музыкальному руководителю постановки Антону Гришанину, судя по всему, уделившему немало внимания тому, чтобы функция оркестра не сводилась к аккомпаниаторской и чтобы музыканты добыли из недр инструментов яркие краски. Может быть, также можно было бы сделать скидку для певцов. К счастью, в очередной раз стало ясно, что в провинции еще не перевелись молодые неплохие подающие надежду голоса (исполнитель партии Германа Максим Аксенов), которым, правда, сильно не хватает школы - техники и культуры пения. Однако трудно поверить, что в одном из крупнейших региональных оперных театров всего два поющих солиста (кроме Аксенова, местами нормально звучала исполнительница партии Лизы Наталья Завазина). Кстати, порой радовали исполнители ролей второго плана — так, во втором действии в партии Миловзора появился совершенно чудесный молодой контратенор Артем Крутько (пока еще не покинувший родной город). Тем не менее спектакль, номинированный на звание лучшего в рамках национальной театральной премии и поставленный столичным режиссером, в драматургическом отношении и с точки зрения драматического исполнения смотрится "не очень" даже со всеми скидками. Как ни странно, в наскоро сделанной сценической версии Мариинки в драматургическом отношении все было более оправдано. Поначалу мертвенная атмосфера Северной столицы (которая присутствовала в прошлом спектакле и предполагалась в нынешнем) едва ли не уступила место водевилю. Никакой сдержанности и чопорной архитектурности в движениях — все очень лихо. Расписной Томский (Дмитрий Караваев) "под водочку" поведал злосчастную историю злосчастной графини, после чего с собутыльниками "юмористически" науськивал Германа, как это делают герои подростковых фильмов; Герман, размахивавший плащом цвета милицейской формы, злоупотреблял движениями в духе Бэтмен/Мистер Икс; артисты на пару метров отшатываются от малейшего ветерка, картинно страдают и кидаются друг к другу в лучших традициях южных сериалов и т.д. Как ни странно, скованную атмосферу воспринял Елецкий (Сергей Гордеев), загробным голосам и в застывшей позе сообщивший сотоварищам о помолвке с хорошенькой барышней. Очень однозначны и остальные режиссерские приемы: гром и молнии усердно сопровождают соответствующие места в нотах, цвет костюмов выражает характер и состояние героя, прямоугольный "подиум" на полу с помощью подсветки превращается то во мрамор набережной, то в игральный стол, — где же тут "подсознание", которое обещал раскрыть режиссер? Кстати, Алексей Степанюк, по его словам, опирался именно на версию Чайковского, а не на пушкинскую, считая последнюю "мастерски написанным уголовным детективом с элементами мистики", - но именно у Пушкина, а вслед за ним у современного режиссера, Герман изначально не любит Лизу. Максиму Аксенову даже петь легче стало после того, как у него появилась навязчивая идея "трех карт" и окончательно исчезли всякие иллюзии насчет немолодой партнерши. Может, поэтому одной из удачных стала 5 картина (в казарме), где Герман обнаруживает лысый призрак графини в собственной кровати (кстати, очень даже мастерски туда упрятанный), кровать при этом уподобляется гробу, и затем оба уезжают на этом нехитром транспортном средстве прямиком за кулисы (в мир иной).