Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

"ПОСЛЕДНИЙ КОРОЛЬ ШОТЛАНДИИ": БРЕМЯ ЧЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА *****

27.03.07 04:55 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ПОСЛЕДНИЙ КОРОЛЬ ШОТЛАНДИИ": БРЕМЯ ЧЕРНОГО ЧЕЛОВЕКА *****

Фильм "Последний король Шотландии" (The Last King Of Scotland, Великобритания, 2007, режиссер — Кевин Макдональд, в ролях — Форест Уитекер, Джеймс Макэвой, Джиллиан Андерсон, Керри Вашингтон, Дэвид Ойелово, Абби Мукииби Нкаага) вышел в прокат 22 марта.
1970 год, Шотландия. Выпускник медицинского колледжа Николас Гэрриган (Джеймс Макэвой) подыскивает себе работу. Не желая идти по стопам отца, скромного провинциального врача, жаждущий приключений и бегущий размеренности существования Николас решает избрать себе место будущей службы нетривиальным образом — раскручивает глобус и наугад тычет в него пальцем. Но выпавшая с первой попытки Канада по какой-то причине не удовлетворяет юношу, и он вновь крутит голубой шар, чтобы нащупать на нем Уганду и навсегда изменить свою судьбу. Попав в эту небольшую африканскую страну, Николас волей случая сделает стремительную карьеру, став личным врачом нового правителя Уганды - обаятельного генерала-весельчака, рубахи-парня и англомана. Словом, того самого кровавого, жестокого и мстительного диктатора Иди Амина Дада, одним из титулов которого, помимо "Покорителя Британской империи в Африке в целом и в Уганде в частности" и "Повелителя всех тварей на Земле и всех рыб в море", был "Последний король Шотландии".
Каждый год, с декабря по февраль, кинематографический англоязычный (да и не только) мир начинает лихорадить: в преддверии главного профессионального действа - вручения статуэтки Голого Золотого Человечка, как ехидно именуют "Оскар" учредители его "альтернативного" аналога, премии "Золотая малина", - называются номинанты других, широкой публике не столь известных, но лишь чуть менее значимых кинопремий: "Золотого глобуса" и премии Британской академии кино- и телеискусств (British Academy of Film and Television Award, или просто BAFTA). Странно, но факт: давно уже в число номинантов трех этих ключевых кинопремий не входило столько по-настоящему заслуженно претендующих на победу фильмов, как в этом году. Еще более странно другое: кажется, впервые за долгие годы сразу в нескольких списках номинантов оказались представлены работы сразу нескольких режиссеров-дебютантов — "Маленькая мисс Счастье" супругов Валери и Джонатана Фэрисов, не добравшийся до нашего проката "Голливудлэнд" Аллена Каултера и "Последний король Шотландии" английского документалиста Кевина Макдональда. Совпадение ли это, или имеет смысл говорить о некоей тенденции, - пока неясно. Но ничуть не странно то, что "Последний король Шотландии" гласно и негласно был одним из фаворитов и "глобусовской", и "бафтовской", и "оскаровской" гонок — наряду с другой замечательной картиной (и тоже, по странному совпадению, являющейся своего рода "версией на тему" байопика) — драмой "Королева" мэтра британского кинематографа Стивена Фрирза. Однако, в отличие от "Королевы", накал страстей в которой надежно скрыт под покровом пресловутой английской чопорности (по понятным причинам отчасти обусловленной и статусом главных действующих лиц), события в "Короле" подчас приобретают прямо-таки шекспировский, если не дантовский размах. Кевин Макдональд сумел избежать двух подстерегавших его главных опасностей: соблазна скатиться в буквализм и изобразить Иди Амина исключительно в черных (пардон за каламбур) красках, а также вволю проэксплуатировать тему "бремя белого человека" - благо никакого особенного бремени такой милый, но порой поразительно инфантильный и безответственный герой Макэвоя (к слову, мало чем уступающего в актерском мастерстве своему старшему американскому коллеге Уитекеру, получившему за роль Иди Амина множество призов) не несет. Собственно, то обстоятельство, что оба главных героя, в общем-то, никак не желают перестать быть детьми, и придает картине трагизма. Словно простодушный ребенок, угандийский диктатор, еще не вошедший в полную силу, повинуясь минутной прихоти, приближает к себе забавного белого паренька; словно какая-то чудовищная пародия на Карлсона, кричит он обиженно Николасу: "Здесь не игра! Здесь все по-настоящему!"; и с истинно ребяческой же беспечностью проживает юный доктор Гэрриган месяцы и годы в Африке — чтобы вдруг проститься с затянувшимся детством, которое закончится в тот миг, когда камера оператора Энтони Дода Мантла переместится вслед за Николасом из рая в ад, с залитых солнцем улиц Энтеббе — в жуткий подвал, где лежит изуродованный труп младшей жены Амина, и в прямом, и в переносном смыслах жестоко поплатившейся за свою слабость. Человек вообще уязвим и немощен — об этом, в сущности, и повествует фильм: о том, что никто не застрахован от этой слабости. Даже если ты самопровозглашенный король Шотландии, и тем более — если служишь ему.
Наталья Корнилова, InterMedia