Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

"ЛАСТОЧКИ ПРИЛЕТЕЛИ": СМЕРТЕЛЬНОЕ КРУЖЕНИЕ ЖЕРТВЫ *****

26.03.07 16:09 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ЛАСТОЧКИ ПРИЛЕТЕЛИ": СМЕРТЕЛЬНОЕ КРУЖЕНИЕ ЖЕРТВЫ *****

Пресс-показ драмы "Ласточки прилетели" (2006, Россия, режиссер - Аслан Галазов, в ролях - Ирлан Хугаев, Артур Хатагов, Вячеслав Гуриев) в рамках фестиваля "Весенняя эйфория" прошел в кинотеатре "Ролан" 22 марта.
40-летний преподаватель зарубежной литературы Константин по прозвищу Пик (Ирлан Хугаев, автор сценария — он же), подобно бодлеровскому герою декаданса, о котором он рассказывает с кафедры пустоголовым и равнодушным к красоте увядания студентам, испытывает ужасающую раздвоенность: в одной реальности — он интеллигент, умница и образованнейший человек, в другой — наркоман со стажем, деклассированный элемент, аутсайдер. Постепенно вторая реальность начинает преобладать над первой.
Когда абстиненция достигнет своего пика, Пик преспокойно пошлет своих студентов (ни один из них не удосужился прочитать рассказ Эдгара По "Черный кот"!) к черту и станет кружить по городу в поисках необходимой дозы под мучительный скрип ржавых качелей, монотонно звучащих у него в голове апокалиптическим саундтреком.
Удивительно честный и достоверный полнометражный дебют осетинского режиссера Аслана Галазова продемонстрировал пока редкую, но от этого еще более желанную тенденцию: в России может быть независимое, полумаргинальное (в хорошем смысле) кино, и притом — это кино может быть очень хорошим. Оценил это и председатель недавнего кинофестиваля в Ханты-Мансийске французский режиссер Леос Каракс, вручивший "Ласточкам" главный приз.
Со времен перестроечного кино, выстрелившего в социум рядом "проблемных" лент в стиле "Трагедии в стиле рок", тема наркомании в новой России серьезно не поднималась (недавняя картина "Город без солнца" с неизбежным Сергеем Безруковым в одной из главных ролей — не в счет). У всех в памяти осталась "Игла" Рашида Нугманова — режиссера, "подхватившего" этот проект и вынужденного по указаниям "сверху" сохранить в фильме тематику "торчков", хотя ему куда больше хотелось снимать Виктора Цоя а-ля Брюс Ли и спагетти-вестерны. Посему полноценной лентой о демоническом суррогате Богообщения (определение наркотиков Аслана Галазова) "Иглу" назвать сложно. Более близка к "Ласточкам" другая казахская лента, "Место на серой треуголке" Ермека Шинарбаева, невероятно точно зафиксировавшая то городское, провинциальное отчаяние, которое толкает молодых ребят на поиски "внутреннего кайфа". Схожее бегство от реальности переживает и Пик, который в силу возраста давно лишен подростковых понтов и поисков самовыражения. Его внутренний монолог, с фразами типа: "Трезвость — вечность одиночества и пустоты" или "Над моим городом опять вставало черное солнце" - из той же эпохи декаданса, где герой, "аристократ в буржуазном мире" испытывает чудовищный надлом одновременно с эпохой. Потому ему куда привычнее находиться "на дне" с персонажами по кличкам Гера, Чукча, Мулла, которые самим фактом своего существования говорят о времени больше, чем все сводки новостей, вместе взятые. Город, по которому блуждает испытывающий невероятную ломку Пик, также имеет словно бы две территории. Внешняя — это ностальгический город безвременья, с прекрасной архитектурой, реками, мостами и парками. И внутренняя — заповедная территория дворов и заборов, где обитатели миража уже давно превратили свой мир в зону ожидания дозы между краткими вспышками эйфории. Художественный прием, каким пользуется Галазов для иллюстрации жизни драг-аддиктов, лишен галлюциногенного пафоса "ныряния в унитаз" Дэнни Бойла или эстетического "ширяния" под красивую музычку Квентина Тарантино. Все строго, точно и от этого еще более страшно, учитывая, что проникания иглы в вену нам не показывают ни разу. В этом аду простая ласточка способна стать метафорой спасения, символом возвращения на родину своего истинного "я". Что и происходит в удивительно грустном, но одновременно в светлом финале. И с прилетом ласточек из осетинского Владикавказа хочется надеяться на то, что и в нашем кино в ближайшем будущем случится не новое "Возвращение" Звягинцева, а куда более важные, незамутненные ложной псевдоэстетикой кинособытия.
Анастасия Белокурова, InterMedia