Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

ПАВЛУ ЛУНГИНУ ВРУЧИЛИ "БЕЛЫЙ КВАДРАТ"

21.03.07 02:21 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ПАВЛУ ЛУНГИНУ ВРУЧИЛИ "БЕЛЫЙ КВАДРАТ"

IV церемония премии в области киноизобразительного искусства "Белый квадрат" состоялась в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко 20 марта. У входа гостей церемонии поджидал сюрприз не из разряда самых приятных: загадочным образом доступ в здание оказался ограничен, и тщетно простые и непростые смертные (как рядовые журналисты, так и непосредственные "соучастники" события - члены Гильдии кинооператоров России) дозванивались до организаторов церемонии — ответом им были отчаянные заверения: "Мы вас ждем, без вас не начнем, но сами не можем к вам пробиться!" Публика, томившаяся у дверей МАМТа в ожидании выхода, точнее — входа, развлекала себя тем, что передавала из уст в уста историю о Михаиле Пореченкове, попытавшегося было провести по своему VIP-приглашению товарища, однако вежливо, но неумолимо "завернутого" непреклонной охраной.
Отпечаток некоторой неразберихи наложился и на все шоу в целом — можно сказать, что четвертая церемония вручения "Белых квадратов" стала самой длительной и одновременно самой небрежно срежиссированной. Начиналось все, впрочем, вполне достойно, невзирая на сорокапятиминутную задержку. Вначале таинственный голос из-за кулис объявил выход президента Гильдии кинооператоров Игоря Клебанова. Последний не заставил себя ждать: поприветствовав собравшихся, он сообщил: "Можно считать, что сегодня у нас все равно что юбилей, поскольку премия прошла свой первый "квадро", - и, вспомнив о намерении оргкомитета премии провести одну из церемоний в Большом театре, заметил, что мечта устроителей почти сбылась, "поскольку сегодня мы находимся в театре Музыкальном". Г-н Клебанов объявил также, что впервые в истории "Белого квадрата" на нем присутствуют зарубежные гости — президент европейской Федерации кинооператоров (IMAGO) Андреас Фишер-Хансен и президент международного фестиваля кинооператорского искусства "CamerImage" Марек Жидович. "С нашим вас праздником!" - заключил глава российской Гильдии кинооператоров. После этих слов занавес пополз вверх, открыв взорам зрителей зеленоватую пирамиду в правой части сцены, темный экран — в левой, и симфонический оркестр — в самой ее глубине. "Белый квадрат, дубль четыре!" - объявил голос, щелкнула символическая "хлопушка", послышались начальные такты "Хабанеры" Бизе и осветился экран — на него одновременно проецировались кадры из классических черно-белых кинофильмов и изображение исполнительницы "Хабанеры". Пирамида, чье назначение так и осталось неизвестным, поднялась вверх, а под ней обнаружилось нечто вроде квадратной песочницы, откуда появились люди в разноцветных нарядах. (Забегая вперед, стоит сказать, что самым светлым пятном на фоне прочих представителей развлекательного жанра стали актеры из труппы пластических миниатюр — девушки и юноши, одетые, по иронии судьбы, во все черное, с помощью рук изображали целые "живые картины", предварявшие объявление каждого номинанта, и "выкладывали" названия фильмов: "Гадкие лебеди", "Мне не больно", "Вдох-выдох", "Связь" и "Остров".) Мимы — а это были именно они — явно не стали украшением церемонии, хоть и прилежно представляли залу в течение всего вечера несколько затянутые и глубоко герметичные для понимания номера.
Еще большее недоумение у зрителей вызывало загадочное трио, "посвятившее" каждому из номинированных операторов (исключая покойного Андрея Жегалова) — Сергею Астахову, Владиславу Гурчину, Максиму Осадчему и Сергею Мачильскому - по музыкальному номеру. Суть хвалебных песен, исполнявшихся "по мотивам" известных композиций — вроде "Роз" "Ночных снайперов" или "аквариумного" "Дубровского", - как правило, сводилась к нехитрому перечислению достоинств номинанта (вроде "Осадчий в Versace, он клевый мужик"), а сами музыканты излишне настойчиво призывали зрителей хлопать, оправдывая это необходимостью "поддержать Гурчина" или "поаплодировать Астахову". Впрочем, за всю церемонию зал лишь единожды разразился по-настоящему бурными аплодисментами — когда стоя чествовал лауреата в номинации "За вклад в операторское искусство" Вадима Юсова. Устроенная мэтру отечественного кинематографа овация заглушила не совсем связную речь вручавшей ему награду Ренаты Литвиновой (предположившей перед этим, что "Белый квадрат" — первая премия, которую присудили Вадиму Ивановичу) - доносилось лишь ее робкое "Ну я не знаю.." Поэтому то, что произошло на сцене дальше, выглядело как злая и не слишком остроумная шутка — Вадима Юсова попросили не уходить, сообщив, что к нему выходит глава студия "Ялта-фильм" Роберт Кромби. То, что сделал Кромби, явно повергло в шок не посвященных в тонкости сценария церемонии зрителей: директор "Ялты-фильма" дотронулся до полученного Юсовым "квадрата" и со словами: "Невозможно давать тот же самый приз! Гениально!" возвратился в зрительный зал. "Мне уже можно покинуть сцену?" - после паузы спросил легендарный оператор и, получив утвердительный ответ, под сочувственный смех вернулся на свое место. Такой же приступ сдержанного сочувственного веселья вызвала речь Андреаса Фишера-Хансена, явно не предупрежденного пригласившей его стороной о характере торжества и пребывавшего в уверенности, что "Белый квадрат" — это фестиваль. Сострадания к президенту IMAGO прибавил и тот факт, что довольно простые английские фразы датчанина Фишера-Хансена стараниями переводчика наполовину утратили смысл, поскольку были попросту перевраны.
Под занавес церемонии председатель жюри премии Николай Немоляев огласил имя победителя. Им стал Андрей Жегалов, посмертно номинированный на "Белый квадрат" за свою работу над фильмом "Остров". (Заметим, что каждому номинанту, помимо почетного диплома, вручался также сертификат от компании Russian World Studios (RWS), дающий право на аренду студийного оборудования на сумму 77.000 рублей.) Награду — диплом и сертификат от RWS, позволяющий арендовать оборудование на сумму в 133.000 рублей — вышел получать режиссер "Острова" Павел Лунгин. Завершилось действо песней "Once In The Street" в исполнении Нино Катамадзе.
Наталья Корнилова, InterMedia