Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.03.2017
21.03.2017

"ТРИ ДНЯ В ОДЕССЕ": СУХИЕ ФОНТАНЫ И МОКРЫЕ ЛЕСТНИЦЫ ****

16.03.07 19:51 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ТРИ ДНЯ В ОДЕССЕ": СУХИЕ ФОНТАНЫ И МОКРЫЕ ЛЕСТНИЦЫ ****

Премьера криминальной мелодрамы "Три дня в Одессе" (Россия, 2007, режиссер - Алексей Пиманов, в ролях - Глафира Тарханова, Александр Макогон, Ксения Кузнецова, Дмитрий Жулин, Ольга Погодина, Олег Масленников, Владимир Качан, Леонид Якубович) состоялась в кинотеатре "Октябрь" 14 марта.
Прибыла в Одессу… Нет, не банда из Ростова — после войны Одесса и так испытывала переизбыток криминального элемента. Прибыла в Одессу счастливая молодая семья — дочка генерала НКВД со своим мужем — майором. Прибыл в Одессу и сам генерал — налаживать оперативную работу. Едут в Одессу и еще два офицера НКВД - Кольцов и Нефедов. Причина такого наплыва специалистов из Москвы проста — как сказано в песне Александра Розенбаума? "Одесский розыск рассылает телеграммы,/Что вся ж Одесса переполнилась ворами,/Что наступил критический момент,/Нас заедает вредный элемент". Разобраться с ворами и бандитами решено по законам военного времени, путем отстрела на месте преступления без суда и следствия, вплоть до уничтожения авторитетов вместе с семьями. Дело осложняется утратой архива гитлеровской оккупационной полиции, который может содержать самую сенсационную информацию. За архивом ведут охоту не только спецслужбы, но и таинственный неуловимый злодей Бухгалтер, появления которого ждут все одесские воры.
Фильм снят на реальном историческом материале — когда в 1946 году Георгия Жукова сослали командовать Одесским военным округом, именно такими методами он в кратчайшие сроки уничтожил преступность, расцветшую самым фантастическим образом. Офицеры-фронтовики, переодетые в дорогие костюмы, изображали со своими подругами подгулявшие влюбленные парочки, а при попытке их грабить мужчины и женщины выхватывали пистолеты и расстреливали нападавших. Каждую ночь таким образом уничтожались десятки бандитов — и эта линия, хотя и не главная в картине, отображена достаточно адекватно. Буквально, опять же, по Розенбауму: "Как-то раз по Ланжерону я брела,/Только порубав на полный ход,/И вдруг ко мне подходит пьяная братва: /- Заплати-ка, милая, за счет". В качестве оплаты братва стала получать пулю в лоб. Большая часть фильма отдана приключениям героев, где есть и любовь офицера НКВД - этакого сталинского джеймсбонда — к прекрасной племяннице главного одесского вора в законе, убивать которого он приехал, и бандитские налеты на рестораны, и клады в пещерах, и потайные ходы в катакомбах, и роковая, но несчастная красавица, вокруг которой мужики так и валятся. От ее метких выстрелов.
При всем жанровом разнообразии отечественного кинематографа, чего-чего, а нуара у нас практически нет. Есть вестерны — на материале Гражданской войны, есть хорроры — по классическим произведениям, а вот нуар — при всем богатстве детективной традиции и исторического материала — не прижился. Причина, очевидно, в менталитете русского человека, находящегося не в ладах с законом. Очень уж много в нем скоморошеского. Как ни странно, не снимался нуар и в Одессе — несмотря на ее криминальную и кинематографическую историю, этот город больше прославился как столица юмора. И вот, в какой-то мере, Алексею Пиманову удалось несколько изменить ситуацию. "Три дня в Одессе" вполне можно считать неким квази-нуаром, не претендующим на художественный прорыв, но достаточно грамотно и искренне сделанным. Ретро-атмосфера картины чем-то напоминает "Место встречи изменить нельзя" - с поправкой на разницу между советским и современным российским кино - и с переносом действия из Москвы в Одессу, а также превращением сюжета из детектива в приключенческую "клюкву" в духе малоизвестных романов Дюма-отца. В "клюкву" во вполне положительном смысле — даже жаль, что у создателей фильма не хватило смелости или умения добавить в происходящее на экране чуточку больше эстетического безумия и роковых страстей. Впрочем, пейзажи Одессы, с пляжами Ланжерона, Оперным театром, старинными кварталами, сухими фонтанами без слез и мокрыми от крови лестницами, мало изменившиеся с 40-х годов, сами по себе полны драматизма. К удачам фильма можно также отнести кастинг — радует отсутствие "звезд", - отличную работу оператора-постановщика и художника по костюмам. Хотя зачем в мосфильмовских костюмерных используют бутафорские знаки различия, используемые в современной российской армии, — загадка.
Борис Гришин, InterMedia