Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

КОНСТАНТИН ЩЕРБАКОВ РАССКАЗАЛ О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ПРЕЛЮДИЙ РАХМАНИНОВА

27.01.07 14:27 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
КОНСТАНТИН ЩЕРБАКОВ РАССКАЗАЛ О СКРЫТОМ СМЫСЛЕ ПРЕЛЮДИЙ РАХМАНИНОВА

Пресс-конференция со швейцарским пианистом Константином Щербаковым прошла 26 января в Камерном зале ММДМ. Помимо исполнителя, в ней приняли участие почетный президент Рахманиновского общества, профессор МГК Виктор Мержанов и писатель и критик Тамара Грум-Гржимайло. В зале также присутствовали дочь учителя Щербакова - Льва Наумова - Наталья Кудряшева и Ирина Щербакова — супруга пианиста (в этот день семья отмечала серебряную свадьбу). Концерт Константина Щербакова состоится 28 января в Камерном зале ММДМ. Программа вечера концептуальна — прозвучат 24 прелюдии С.В.Рахманинова. По сообщению самого исполнителя, он впервые сыграет рахманиновский цикл в концерте. "Когда я обдумывал программу выступления, а Дом музыки предложил мне обратиться именно к сочинениям Рахманинова, то возник большой вопрос — что играть, - рассказывает г-н Щербаков, в чьем репертуаре значатся все сочинения Рахманинова. — Сначала было немножко страшно играть все прелюдии, так как циклом их обычно не исполняют. Вопрос заключался в том, как их соединить. Потом я изучил их и понял, что Рахманинов сознательно написал все прелюдии в разных тональностях - получился цикл из 24 имеющихся тональностей, подобный прелюдиям Фридерика Шопена, прелюдиям и фугам И.С.Баха. Еще я обнаружил интонационную связь между первой и последней пьесами, написанными в одноименных тональностях — до-диез минор и ре-бемоль мажор".
Концерт посвящен памяти Льва Наумова, и одним из главных качеств исполнения его ученика Виктор Мержанов считает преемственность. "Я отношусь к Константину Щербакову с большим уважением и за то, что он продолжает линию учителя", - сообщил профессор МГК. Сам пианист считает, что отличительной чертой исполнения Льва Наумова "была фантазия, основанная на логике". В этой связи г-н Щербаков сравнил музыкальное произведение с огромным космосом, в котором "важно найти определенную структуру". "Так и в произведении надо опираться не на собственную интуицию, а на нотный текст", - считает пианист. Отвечая на вопрос о том, имело ли влияние на его творчество исполнение самого Рахманинова своих сочинений, записи которого, как известно, сохранились, Константин Щербаков прокомментировал: "Только слыша самого композитора, можно представить, как должна звучать его музыка. Тем более Рахманинов был пианистом, поэтому его исполнение адекватно замыслу. Это нужно воспринимать не как одну из интерпретаций, а как окончательную интерпретацию". Но, тем не менее, при таком подходе г-н Щербаков видит сложность в том, чтобы "создать свою интерпретацию, а не копировать оригинал".
Известность к российскому пианисту пришла еще на родине — в 1983 году он победил I Всесоюзном конкурсе им. С.В.Рахманинова. "Затем он очень много выступал в российских городах, - вспоминает Виктор Мержанов, основатель как I Всесоюзного, так и международного конкурса им. Рахманинова. - А потом в 1992 году он исчез. И только недавно я узнал, что он живет в Цюрихе и является очень известным музыкантом на Западе". Сам Константин Щербаков объясняет эмиграцию желанием заниматься творчеством. По словам пианиста, после победы на конкурсе Рахманинова он 9 лет гастролировал по России и "изъездил всю страну", не побывав только в Грузии. "В 1991 году филармонии стали закрываться, и все мои концерты начали отменяться, - вспоминает он о переломном моменте. - Выезжать за границу с периодическими концертами было сложно, но можно было уехать совсем. Я хотел продолжать заниматься своим любимым делом, поэтому и уехал". Участники пресс-конференции несколько раз подчеркивали необходимость более близкого знакомства российского слушателя с творчеством пианиста из Швейцарии. "Я хотел бы, чтобы Костя приезжал чаще, - говорил Виктор Мержанов. - Потому что это русский пианист, а их сейчас во всем мире очень мало. Поэтому надо, чтобы наша молодежь слушала, как он играет. Но хотелось бы, чтобы он играл в Большом зале консерватории. И, кто знает, может быть наступит такой момент, когда Костя приедет сюда, сыграет в Большом зале и останется". Тамара Грум-Гржимайло воскликнула: "Как мы можем этого пианиста потерять?!"
Отвечая на вопрос, кого из современных пианистов он выбрал бы себе в партнеры, если бы ему предложили сыграть концерт в 4 руки, Константин Щербаков назвал Михаила Плетнева. Но дать аналогичный ответ насчет партнерства с дирижером пианист затруднился, сказав, что не очень любит играть с оркестрами. "Слишком долго убеждался, что дирижеры не любят аккомпанемент, - начал он свою речь. - Оркестрантов еще можно убедить с помощью своей игры и энергетики, но дирижеров - уже нет. Процесс сотворения музыки очень интимен, и если ты его делишь с 99 людьми, то ваши отношения должны быть близкими. Поэтому я предпочитаю играть с неизвестными коллективами, а не с Венским филармоническим оркестром, где все музыканты задирают носы. А дирижер чувствует себя если не богом, то наместником бога". Что касается камерной музыки, то г-н Щербаков считает рояль настолько самодостаточным инструментом, что на нем можно играть Девятую симфонию Бетховена (что он недавно доказал на практике — Прим. ред.). "А в камерной музыке он опять-таки выполняется поддерживающую функцию. Фортепианный репертуар настолько богат, что тратить свое время на камерную музыку не хочу", - музыкант. Вообще, исполнитель считает себя "сторонником традиций высокой классической музыки". "Более того, я убежден, что классическая музыка — искусство элитарное и что массы с помощью уловок шоу к классике не приобщишь", - сказал он. Такая аккуратность и строгость, судя по всему, характерна даже для мельчайших черт исполнения Константина Щербакова — он считает, что жестикуляция должна быть минимальной, и очень редко прибегает к педальным "расцвечиваниям": "Я считаю, что звук должен идти из пальцев, - сообщил пианист и вспомнил слова своего учителя. - Лев Николаевич всегда говорил: "Костик у нас сухарик"".