Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

23.01.2017
22.01.2017
21.01.2017
20.01.2017

"ЧЕРНАЯ КНИГА": ВЫБОР РАХИЛИ

20.12.06 22:44 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ЧЕРНАЯ КНИГА": ВЫБОР РАХИЛИ

Пресс-показ военной драмы "Черная книга" (Zwartboek, Нидерланды—Великобритания—Германия, 2006 режиссер — Пауль Верхувен, в ролях — Кэрис ван Хаутен, Том Хоффман, Халина Риин, Себастьян Кох) прошел в кинотеатре "Ролан" 20 декабря.
1956 год, Израиль. Случайная встреча заставляет учительницу Рахиль Штайн предаться нелегким воспоминаниям. По волнам ее памяти мы уплываем в Нидерланды 1944 года, где во время фашистской оккупации юную еврейку прячет у себя дома голландская набожная семья. Глава семейства за обеденным столом заставляет Рахиль "за еду тарабанить цитаты" из Святого Писания. В отместку девушка рисует на овсянке патокой крест, а после яростно размешивает его по тарелке. Несколько иной крест, в виде свастики, принесет под крылом самолета снаряд, который разнесет в щепки хрупкое убежище вместе с его обитателями. Спасется только Рахиль, загорающая в это время на пляже под граммофонные пластинки с собственным пением (до войны героиня была певицей в берлинском кабаре). На пребывающую в бегах девушку выходит человек из голландского Сопротивления, который предлагает ей вместе с другими евреями нелегально перебраться морем за линию фронта. Накануне отплытия Рахиль встречается со своей семьей, и нагруженные деньгами и драгоценностями беженцы, не подозревая, что это ловушка, начинают свое роковое путешествие. Спустя полчаса немецкий патрульный катер расстреливает семитскую баржу. И опять в живых остается только Рахиль, которая находит очередное место дислокации среди бойцов Сопротивления. С помощью краски для волос она превращается из брюнетки в белокурую бестию, а, изменив "говорящее" имя на безопасное псевдоарийское - Эллис Дефриз (как поется в одной песне "И свою поменяла фамилию на фамилию, чуждую нам"), новоявленная шпионка по заданию центра закручивает рискованный роман с высокопоставленным офицером СС Людвигом Мюнтце. Тем временем повстанцы готовят побег своих товарищей из гестаповских застенков, не подозревая, что в их рядах завелся предатель.
Еще в 1985 году голландский режиссер-провокатор Пауль Верхувен поехал в Голливуд, где превратился в режиссера Пола Верховена и поставил там ряд весьма успешных лент на разные темы, названия которых слишком известны, чтобы их здесь упоминать. Через 20 лет, он решил вернуться к корням и снял абсолютно европейскую "Черную книгу" - очередное напоминание миру о том, что Холокост не должен повториться. Как сказано перед титрами, в основе фильма лежат реальные события: действительно "Маленькая черная книга" существовала на самом деле. Это был дневник гаагского юриста де Боэра, который во время оккупации вел переговоры между Сопротивлением и высокопоставленными нацистами. Сам де Боэр был убит сразу после германской капитуляции, так как, вероятно, в его записях содержалась информация о предателях из высших эшелонов власти. Все эти трагические факты голландской истории в фильме присутствуют в мельчайших подробностях. Помимо этого, там можно увидеть любовный треугольник (Рахиль, Мюнтце и доктор-"сопротивленец" Ханс Аккерман), такой необходимый политкорректный момент, как наличие плохого и хорошего немца (постулат "ведь хороший немец — это мертвый немец" оставлен советскому и польскому кинематографу прошлого), интриги с поисками "крота" (кто не догадался на середине фильма, кто этот недобрый человек, может немедленно отправляться на передачу "Кто хочет стать миллионером"), а также отличные сцены с "героями 25 часа" - ликующей после вывода германских войск голландской толпы с обязательными флажками, цветами и фонтанирующими залпами салюта. Однако сама драматургия "Книги" для нашего зрителя, мягко говоря, не слишком оригинальна. Подобные коллизии мы уже видели не раз в целом ряде отечественных фильмов на заданную тему. И здесь речь идет не столько о таких известных телепостановках, как "Щит и меч" или "Вариант "Омега". Самый близкий аналог новой работе Верхувена-Верховена — затерянная во времени и пространстве картина Эдмонда Кеосаяна "Где-то плачет иволга" (1982), где актриса Людмила Нильская играла русскую по происхождению бельгийку, вступившую в ряды местного Сопротивления и совершившая аналогичный подвиг в борьбе с нацизмом. С одним исключением: для нее все закончилось смертью (в основе ленты лежит документальная история дочери русского генерала Шафрова, жестоко казненной фашистами).
Безусловно, Верхувен фильмы Кеосаяна не видел, однако такие слишком явные аналогии и некоторые спорные идеологические вопросы (что важнее — жизнь сорока сопротивленцев или спасение двадцати зажиточных евреев) не дают отнестись к его ленте с должным почтением. А вот современная политика, за последнее время прокравшаяся в кино с виртуозностью самого опытного "крота", наверняка сделает свое дело: столь тщательно выверенное, продуманное до мелочей очередное произведение о судьбе еврейского народа (в финальной сцене фильма на благословенной израильской земле мы видим военных) имеет все шансы отхватить "Оскара" за лучший иностранный фильм. Настойчивые разговоры об этом уже ходят.
Анастасия Белокурова, InterMedia