Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"МАЛЕНЬКАЯ МИСС СЧАСТЬЕ": АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!

11.12.06 17:13 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"МАЛЕНЬКАЯ МИСС СЧАСТЬЕ": АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!

Пресс-показ комедии "Маленькая мисс Счастье" (Little Miss Sunshine, США, 2006, режиссеры - Джонатан Дейтон, Валери Фэрис, в ролях - Эбигейл Бреслин, Грег Киннир, Тони Коллетт, Стив Кэрелл, Пол Дано, Алан Аркин) прошел 7 декабря в кинотеатре "Ролан".
Общеизвестно, что такую форму запудривания мозгов, как шоу, где выбирают всевозможных "мисс", равно как и разнообразные конкурсы детских талантов, придумали не в Брянске. Где же еще их проводить, если не в Калифорнии? "California uber alles!" - узнав об одном из таких соревнований, торжественно решает занятное семейство Гуверов, возглавляемое пухленькой крохой Олив (семилетняя Эбигейл Бреслин играет так, что, скажем, Ширли Темпл может спокойно отправляться курить). Впрочем, и без учета девочки семейный конгломерат производит сильное впечатление. Ричард (Киннир), отец Олив, автор безнадежно неосуществимой программы "9 шагов к успеху", его жена Шерил (Коллетт), типичнейшая запуганная американка, плюс ко всему - Ларри Шугармен (Кэрелл), бородатый родственник Ричарда, склонный к суициду специалист по творчеству Пруста. Завершают список юный Дуэйн (Дано), оголтелый ницшеанец, мечтающий о карьере летчика, и наркозависимый дедушка (в его роли ветеран западного кино Алан Аркин - "Дождись темноты", "Сердца Запада"), который, собственно говоря, всю эту кутерьму и затеял. Впрочем, в дороге дед умирает и превращается в дополнительный аттракцион в виде тела в багажнике желтого микроавтобуса, мчащегося из Альбукерке в Редондо-Бич по лучшим законам традиционного жанра road movie. Множество странных, диковатых людей встретятся славной семье на ее пути: от глупого "копа", легко променявшего вероятное повышение по службе на банальный порнографический журнальчик, до самой взаправдашней "Мисс Калифорния": оказывается, что небожительница, как и простые земные люди, поедает мороженое. Сама же церемония, на которую герои каким-то чудом все же успели, как и положено, заканчивается мордобоем и пребыванием в полицейском участке, ибо эстрадный номер, подготовленный нашей Олив, представляет собой безумнейший танец под зажигательную песню "She Is A Superfreak", "жесткий" стриптиз в трактовке очень маленького ребенка. Единственный вывод, который смогла вынести из своего путешествия семья Гувер: хорошие люди еще иногда встречаются на белом свете, но их крайне мало. Ну и еще: "Ты прекрасно выступила, Олив! Молодец! Дедушка был бы доволен!"
Продвинутая и подготовленная аудитория фестиваля "Санденс" встретила полнометражный дебют клипмейкеров Дейтона и Фэрис аплодисментами; так что не зря Роберт Редфорд в свое время этим названием увековечил одного из своих лучших киногероев. Действительно, на фоне множества прочих, циничных и предсказуемых, работ "американских независимых" "Маленькая мисс Счастье" выделяется, как Шекспир в петлюровской банде. Душевная теплота входит здесь во взаимодействие со злющей насмешкой, причем пропорции их сочетаний выверены просто-таки с научной точностью. Картина не выглядела бы белой вороной-альбиносом и в фильмографиях мэтров Хэла Хартли и Джима Джармуша. Умная и точная лента, еще раз доказывающая, что можно быть дебютантом в большом кино и при этом создавать достойные вещи - была бы голова на плечах. Ироническая магия сценария Майкла Арндта явилась для двух авторов видеороликов подарком небес, и хотя на подготовку проекта ушло без малого пять лет, время было потрачено не зря. Об этом говорит даже то, как сами авторы определяют свое творение: Джонатан Дейтон обозначает фильм как "памфлет мыслящего человека", Валери Фэрис добавляет, что их задачей было создать произведение "не о семейных ценностях, но о ценности семьи". Действительно, и "маленькая мисс" Олив, и все ее семейство представляют собой имеющую мало отношения к цивилизации "вещь в себе", ценную своей неиспорченностью и возможностью взглянуть на дремучие американские нравы как бы издали. Таков прием "отстранения" для сатиры, конечно, не нов, но кто сказал, что в искусстве вообще требуется какая-то новизна? А по-детски наивный взгляд на реальность в нынешнем сезоне вообще окончательно вошел в моду. Показывая большой мир глазами малолетней девочки, "Маленькая мисс Счастье" неизбежно войдет в одну обойму с недавними "Лабиринтом Фавна" Гильермо дель Торо и "Авророй" Оксаны Байрак. И, при всей разнице авторских задач и позиций, во всех трех картинах без труда можно прочесть верную, хотя и не слишком утешительную мысль: ни стабильности, ни комфорта в этой жизни как не было, так и нет.
Борис Белокуров, InterMedia