Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

ВЫСТУПЛЕНИЕ КИММО ПОХЬОНЕНА СТАЛО ГЛАВНЫМ ПОДАРКОМ К "НОЧИ НЕЗАВИСИМОСТИ"

11.12.06 16:13 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
ВЫСТУПЛЕНИЕ КИММО ПОХЬОНЕНА СТАЛО ГЛАВНЫМ ПОДАРКОМ К "НОЧИ НЕЗАВИСИМОСТИ"

Четвертый медиа-фестиваль современного искусства Финляндии "Ночь независимости" состоялся 10 декабря в клубе "Икра". В трех залах проходили разные программы: популярные рок-музыканты Poets Of The Fall и Circle, а также самый оригинальный в мире баянист Киммо Похьонен выступили на большой сцене; камерную площадку поделили исполнители музыки do-it-yourself: группы Kiila и Risto, дуэт Юсси Лехтисало и Микки Рятте; в "обеденном" зале разместились финские ди-джеи, развлекавшие проголодавшихся соотечественников финской поп-музыкой (в том числе хитами ABBA и Boney M на языке Суоми) и финским караоке. Последняя затея удалась не "на все 100" - финны были трезвыми, а московские финны, в отличие от постоянных посетителей караоке в стране тысячи озер, еще и слишком благовоспитанными и интеллектуально-образованными. Между выступлениями участников фестиваля на экранах залов транслировались короткометражные фильмы: трудно было сказать, художественные они или документальные, но, наверняка, очень концептуальные — в самом начале мероприятия (до того, как на сцену вышли музыканты) зрители в большом зале могли увидеть голых финских теть, голых финских младенцев, а зрители камерного зала — голых финских дядь, философствующих в бане; впрочем, последних скоро сменили кадры выступления "школьных" рок-бэндов. В "обеденном" зале в самом начале фестиваля финскую поп-музыку сопровождали кадры художественного фильма "Человек без прошлого" Аки Каурисмяки. Повсюду в "Икре" - и на барных стойках, и в туалетных комнатах — лежали, наверное, смешные, но не для всех (опрошенных корреспондентом InterMedia), комиксы художника Юбы Туомолы, повествующие о нелегкой семейной жизни тетки Виви и поросенка Вагнера (это не иносказание — несчастная женщина из комиксов, действительно, живет на картинках со свиньей).
Фестиваль открыл чрезвычайный и полномочный посол Финляндии в России Харри Хелениус, выступив в полумраке большой сцены с приветственным словом. Сообщив, что московская "Ночь независимости" приурочена, как и многие другие акции этого года, к 100-летию парламента Финляндии, посол высказал мнение, что рок-музыка Финляндии находится на высоком мировом уровне, после чего зал взорвался аплодисментами. Представитель северной страны поделился с собравшимися, что "сам является поклонником этой музыки", завершив свою речь словами: "Желаю вам веселого вечера и да здравствует рок-н-ролл!"
Концертную программу открыли готик-роковые Poets Of The Fall — зал заполнили восторженные "полуготичные" поклонники — юноши в конусных шляпах из ватмана, пышные готишные русские и финские девушки с черными ногтями и т.д. В начале выступления несколько подкачал звук — были слегка провалены гитары, но фанатам это не мешало ни танцевать, ни восторгаться. Молодых рокеров растрогал теплый прием — слушатели продемонстрировали хорошее знание их творчества, подпевая целые припевы — и музыканты постоянно делились с публикой своими восторженными эмоциями, высказывая в перерывах между песнями: "Мы впервые в Москве, но очень довольны" и т.п. Во время выступления Poets Of The Fall на камерной сцене начали свой сет Risto — рок-н-ролльщики с имиджем этакого хулиганского финского школьного бэнда с энергичным психоделичным фронтмэном (поющим клавишником), непрошибаемой басисткой в клетчатой миди-юбке, бородатым викингом-гитаристом и то отрешенным, а то остервенело лупящим по всему, что есть под рукой, барабанщиком. Весь этот "кошмар для учителя пения" больше всего походил на кадры из старых фильмов о рождении рок-н-ролла. Да еще и в Финляндии. Однако от обычных школьных бэндов Risto отличает драйв и профессионализм. Постепенно камерный зал стал заполняться — слух об интересной музыке дошел до верхнего этажа и переманил довольно много фанатов Poets Of The Fall, которые тут же пустились в пляс под зажигательные рок-н-роллы. Группа Сircle стала следующим участником "Ночи независимости", представив московским слушателям непонятную, но занятную, смесь жестких рок-н-роллов в духе Venom и Celtic Frost, элементов психоделического рока и недавно отошедшего от моды happy-панка. Участники коллектива выглядели под стать своей музыке: тощий полуголый фронтмен (вокалист, клавишник) в клепанном широченном поясе и таких же напульсниках в русле раннего heavy и black metal, лысый барабанщик в огромных темных очках в "стрекозиной" оправе, рубашке и галстуке в стиле Kraftwerk и "обыкновенный" гитарист. Концерт на камерной сцене, тем временем, продолжил квинтет Kiila — домашнее музицирование с элементами заторможенного рок-н-ролла, авторской песни, этники, местами напоминающее их соотечественников Tenhi.
Если про всех участников "Ночи независимости" можно говорить, что они "милы", "готичны", "экстравагантны" и т.д., то выступавший предпоследним Киммо Похьонен просто великолепен. Где еще можно увидеть толпу молодежи, благоговейно слушающую баяниста, и на каком еще рок-концерте можно услышать, как зал кричит музыканту "браво", как не на концерте Похьонена. Не выдерживали, покидали свой пост и прибегали послушать музыканта охранники клуба, то и дело появлялись работники "Икры" из других залов. Все слушали Киммо серьезно, как завороженные. Сам музыкант предстал как человек-оркестр. По природе своей баян подобен "королю инструментов" - органу (для народного инструмента часто пишутся переложения органных партитур), — на "Ночи независимости" же баян Похьонена звучал столь мощно, что заполнил своим богатым тембром весь зал. Рядом с исполнителем находился пульт, и музыкант успевал постоянно крутить на нем ручки, используя различные сэмплы и электронные подложки — атмосферные шумы ветра и волн. Помимо этого, человек-оркестр показал, что баян можно не только растягивать, но и стучать по нему, а ртом можно не только петь, но завывать, выщелкивать ритмы языком и т.д. Большинство исполненных Киммо композиций было взято с сольного альбома "Kielo": "Keko", "Kirkuna", "Kova", "Silm¬ ys" и др. Естественно ни одна из них не была повторена в точности — музыкант постоянно импровизировал, исполнение не было "заигранно", словно каждый раз сочинение рождалось заново. В конце выступления Киммо Похьонен случайно уронил железную стойку, где был закреплен рекламный щит спонсоров, однако не растерявшись, продолжил свой ритуальный танец на этой нехитрой декорации, попрыгав на ней и потоптав, что вызвало одобрительные аплодисменты в зале. Впрочем, окончив выступление, музыкант поднял конструкции и поклонился, держа логотип спонсорской фирмы в руках. В конце основной программы Киммо совершил драматургический ход, обыгранный им в клипе "Keko", где он сначала прячет голову за растянутый баян, а затем постепенно высовывает ее оттуда, испуганно озираясь. Публика не дала музыканту уйти без биса, восторженно скандируя его имя. Киммо Похьонен вышел, чинно поклонился и поблагодарил всех за теплый прием, сказав, что очень любит выступать в России. Суперсерьезный даже в обычной жизни музыкант искренне улыбался.
Если прошлые московские "Ночи независимости" завершались всеобщим весельем и ликованием под хор крикунов Mieskuoro Huutajat, то выступление Похъонена заставило, скорее, задуматься, высветив не самую знакомую русским слушателям грань финской культуры. После знаменитого музыкального шамана программу фестиваля продолжил на камерной сцене краут-роковый дуэт Юсси Лехтисало и Микки Рятте (сайд-проект основателя и фронтмена Сircle), но это, впрочем, как и почти все участники нынешнего фестиваля, воспринималось после Киммо Похьонена скорее как бонус к нему.
Мария Зуева, InterMedia