Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

08.12.2016
07.12.2016

"ОТСТУПНИКИ": САМОЗВАНЦЫ ПОНЕВОЛЕ

07.12.06 17:04 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ОТСТУПНИКИ": САМОЗВАНЦЫ ПОНЕВОЛЕ

CP Digital. Релиз DVD состоялся в ноябре.
"Отступники" (The Departed, США, 2006, режиссер - Мартин Скорсезе, в ролях - Леонардо Ди Каприо, Мэтт Деймон, Джек Николсон)
Только что вышедший на DVD последний фильм Скорсезе, представляющий собой вариацию на темы нашумевшей полицейской саги, известной у нас под именем "Двойная рокировка" (Infernal Affair, Эндрю Лау и Алан Мак, 2002-2003), прежде всего интересен тем, что способен на время примирить несколько принципиально враждующих лагерей. Поклонники гонконгского эпоса о долге, чести, предательстве и истинной мужской дружбе наверняка считают кинематограф Скорсезе слишком пресным, однолинейным, клишированным. Однако и они непременно посмотрят эту картину, хотя бы для того, чтобы еще раз убедиться в собственной правоте. Ценители творчества Скорсезе, никогда и краем уха не слышавшие ни о какой "Рокировке", уж тем более не пропустят новую работу мастера. И наконец, неисчислимый легион фанатов Ди Каприо станет с готовностью лицезреть что угодно, лишь бы в действе участвовал их кумир; при этом они могут и не подозревать о существовании феномена Скорсезе, что уж тут говорить о "Двойной рокировке". Выводок преданных поклонников Мэтта Деймона рассматривать не беремся, ибо их на самом деле не так уж много. Итак, "Отступники" явно нацелены на обладание грифом "фильм для всякой аудитории". Занавес поднимается, внимание на экран.
Экран между тем показывает, насколько разнообразные дороги могут ожидать двух одногодков, выпускников полицейской академии; и одновременно - насколько идентичными с течением шелестящих дней могут стать их судьбы. Первый, Салливан (Деймон), закончив школу "копов" с отличием, делает в своем управлении успешную карьеру, не забывая при этом работать и на хозяина бостонского преступного мира, инфернального и совершенно неуловимого Костелло (Николсон), одержимого Джоном Ленноном массового убийцы и торговца военными технологиями. Второй, Костиген (Ди Каприо), быстро изобличенный в родственных связях с гангстерами из бедных кварталов города, после изрядного нажима вынужден, чтобы сохранить свое место в полиции, внедриться в банду под чужим именем и осуществлять над Костелло хоть какой-то контроль. Захватывает само противостояние бывших сослуживцев, на должном уровне и игра Николсона, который по своему обыкновению вовсю безумствует и лицедействует, временами доходя почти до градуса озверения своего же омерзительного симпатяги Джокера в первом "Бэтмене". Более чем понятен и главный этический посыл Скорсезе: как бы ни было сложно всю жизнь изображать совершенно другого человека, большинство из нас только этим и занимаются, отсюда и предваряющий фильм монолог: "Я не хочу, чтобы меня создавала окружающая среда. Я хочу сам создавать эту среду!" Фильм у живого классика Мартина Скорсезе, короче говоря, получился как всегда мощный и увлекательный. И если бы не существовало первоисточника, его "Отступники" (те, кто досмотрел до финала, понимают, что второй вариант перевода названия, "Покойники", также имеет полное право на существование) уверенно встали бы в один ряд с "Хорошими парнями", "Бандами Нью-Йорка", "Авиатором"... Но первоисточник-то, пронзительная повесть о несчастных китайских двойных агентах, "кротах" Минге и Йене, все-таки существует. От него никуда не деться, его не стереть из памяти, не выжечь никаким напалмом. И потому любого, кто хорошо знает оригинал, тотчас же посетит злая критическая муза.
Нет слов, и Мэтт Деймон, и суперстар Леонардо стараются из всех сил. Чувствуется, что их заставили внимательно и многократно просмотреть трилогию Лау и Мака; по имиджу актеры тоже подобраны вполне точно. Но это не Энди Лау и не Тони Люн, и игра голливудских специалистов при всей точности крайне далека от высокой трагедии. Возможно, понимая, что актеры не вытянут, режиссер усиливает концепцию своими излюбленными ирландско-итальянскими и католическими мотивами. Что, кстати, в значительной степени спасает ленту, делает ее не простым римейком, а фильмом авторским, типично "скорсезевским". Обвинять Мартина Скорсезе решительно не в чем: каждый порядочный человек, получив возможность снять свою версию "Двойной рокировки", охотно воспользовался бы этой возможностью. Интересной представляется и попытка втиснуть длиннющий кинороман в прокрустово ложе двух с половиной часов; на практике это безрассудство привело к тому, что некоторые ключевые сцены скопированы с недозволительной точностью, других же нет и в помине. Ди Каприо, как это часто бывает, еще повезло, его Костиген, затравленный, подставленный, сгорающий от нежелания жить в чужой шкуре, более или менее соответствует образу, созданному в гонконгском фильме Тони Люном (но без фирменной улыбки его героя, формально уже павшего смертью храбрых, в конце третьей части оригинала!). Что же касается персонажа Деймона, то он получился более плоским и выпрямленным, "однозначно плохим", финал же его истории попросту смазан. Любовно-психоаналитическая линия взаимоотношений с героиней перенесена в фильм вполне адекватно, чего не скажешь об общем пафосе "городского романса", а также о диалогах. Персонажи "Отступников" объясняются между собой на каком-то утрированном, нарочито малоцензурном сленге. И, если коротко определить их житие-бытие, то сразу напрашивается один-единственный термин - "кровавая вульгарность". А если перефразировать известную пословицу - лучше один раз увидеть "Двойную рокировку", чем сто раз услышать о том, что Мартин Скорсезе большой и одаренный художник.
Борис Белокуров, InterMedia