Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"АВРОРА": БЕЛЫЕ ТАПОЧКИ ДЛЯ УМИРАЮЩЕЙ ДЕВОЧКИ

01.12.06 18:50 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"АВРОРА": БЕЛЫЕ ТАПОЧКИ ДЛЯ УМИРАЮЩЕЙ ДЕВОЧКИ

Пресс-показ мелодрамы "Аврора" (Украина, 2006, режиссер - Оксана Байрак, в ролях - Анастасия Зюркалова, Дмитрий Харатьян, Эрик Робертс, Алла Масленникова, Виктор Степанов, Олег Масленников) прошел в кинотеатре "Ролан" 29 ноября.
Искусство балета на фоне нынешней нашей реальности воспринимается многими как архаичное или попросту неуместное. Тем отраднее, что в уходящем году балетная тема, этот явный "анахронизм", становится ключевой сразу для двух крайне неординарных фильмов; что один, что другой не поддаются никакому логическому анализу. И уж тем более изумительно, что оба носят одинаковое название "Аврора" - и французская лента дебютанта Нильса Тавернье, сына видного режиссера и критика Бертрана Тавернье, запомнившаяся на последнем ММКФ и вскоре выходящая у нас в прокат, и та работа, о которой здесь пойдет речь, снятая на территории, еще недавно бывшей русской колонией. Впрочем, темой одного лишь балета "Аврора" Оксаны Байрак не ограничивается, так как представляет собой: а) попытку художественного осмысления Чернобыльской катастрофы и б) очередную историю о нравственном перерождении человека. Обе темы решены в жанровых канонах слезливой мелодрамы.
Окраина Припяти, детский дом, впрочем, для приюта выглядящий довольно-таки уютно (у авторов вообще очень своеобразные представления о советской "великой эпохе"). Сирота Аврора (Зюркалова), двенадцатилетняя девочка, тихая и доброжелательная, но одновременно умеющая быть внутренне жесткой, живет одной лишь мечтой - балетом. Лучшая сцена фильма: оставшись одна в детдомовском дортуаре, Аврора исполняет танец из "Чио-Чио-Сан". Это не просто блажь, детская забава, это - конкурс, на заправленных железных кроватях ее оценивает авторитетное жюри - вырезанные из старых журналов фотографии Майи Плисецкой, Рудольфа Нуриева, Николая Астахова (Харатьян). Сам Николай Астахов, персонаж вымышленный, но волею авторов разделивший судьбу многих и многих реальных звезд русского танца, уже давно перебрался за океан. Но об этом Аврора узнает только после того, как рванет реактор АЭС. Смертельно пораженную лучевой болезнью девочку перевозят сначала в Киев, затем в Лос-Анджелес, где и обитает Астахов, давно уже сбросивший шкуру русского Николая и переродившийся в американского Ника.
На чужбине "Ник" стал злым и циничным, давно растерял последние человеческие качества, оброс неприятными патлами и отвратительной козлиной бородкой (здесь гримеры артиста Харатьяна превзошли сами себя!), а с близкими и родными своими обращается просто-таки по-скотски. Единственная его отрада - обсуждать со своим здешним импресарио Джеймсом (эта роль - прекрасный подарок для многочисленных фэнов Эрика Робертса) совершенно бредовые проекты постановок про геев, серфингистов, а также постановку "Кармен", перенесенную в контекст войны во Вьетнам. Но вдруг, в очередной раз сломав ногу, Астахов попадает в ту же больницу, где медленно умирает Аврора. После общения с ней он духовно перерождается. Настолько, что находит ей 300.000 долларов на операцию по пересадке костного мозга (хотя надежды на успех практически нет), ставит посвященный девочке детский вариант "Спящей красавицы", и в финале исполняет ее заветную мечту - дарит Авроре белые тапочки-пуанты: "Выздоравливай, ты станешь звездой." Как ко всему этому относиться - одному Богу известно.
Давным-давно уже не попадалось фильма, который производил бы настолько двойственное впечатление. Ни в коей степени нет желания - это было бы просто подло! - издеваться над трагедией Чернобыля, да и над благими намерениями авторов. Но уже сама сюжетная конструкция (тысячекратно усиленная пафосной музыкой неплохого композитора Валерия Тишлера) вызывает неугасимые сомнения, а снята каждая сцена так, что временами задаешь себе лишь один вопрос: "Что это?" О том, что картина Оксаны Байрак (локально известной, в частности, такими жемчужинами, как "Тебе настоящему" и "Убей меня! Ну пожалуйста") еще на стадии монтажа была номинирована на премию "Оскар", как-то неудобно и говорить, ибо у нас - искусствоведческая статья, а не анализ грязных политических альянсов между двумя "империями зла". Не стоит упоминать и об амбициях дамы-режиссера, изначально прочившей на главную роль... Аль Пачино. Сказать, что "Аврора" представляет собой произведение за гранью всякого стиля и вкуса - все равно что заявить, будто Микеланджело неплохо умел расписывать потолки: масштабы падений и взлетов в обоих случаях несколько другие. И тем не менее... вот уже в течение нескольких дней фильм как-то не отпускает. Возвращается, неожиданно пикирует на тебя. И пульсирует, бьется в каких-то раритетных точках, о которых ты или давно забыл, или вообще понятия не имел. И вот что с этим делать - совершенно неясно. Возможно, так и должна воздействовать настоящая мелодрама с трагическим исходом. По сути своей - та же самая радиация.
Борис Белокуров, InterMedia