Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

"ВЕДЬМА": В КРУГЕ ПЕРВОМ

30.11.06 16:12 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ВЕДЬМА": В КРУГЕ ПЕРВОМ

Премьера фильма ужасов "Ведьма" (Россия, 2006, режиссер — Олег Фесенко, в ролях — Валерий Николаев, Евгения Крюкова, Арнис Лицитис, Лембит Ульфсак, Ита Эвер) прошла в кинотеатре "Пушкинский" 28 ноября.
Пронырливый журналист Айван Беркхофф (Николаев) отправляется в американскую глубинку расследовать цепь загадочных явлений, то и дело случающихся в маленьком забытом богом городке. Ночью в дороге мотор его автомобиля, как водится, глохнет, и наш герой находит пристанище в заброшенном доме, где его встречает сначала старуха, а после и молодая чаровница (Крюкова) с вполне конкретными инфернальными целями окончательно погубить представителя второй самой древней профессии на земле. После незначительных эротических переживаний Айван топит очаровательную хозяйку в ванне и в ужасе бежит от гиблого места прочь. Позже прибывает в пункт назначения под видом католического священника и узнает страшную вещь: убиенная подруга оказывается дочерью местного шерифа, и теперь ему предстоит отпевать приспешницу дьявола в течение долгих трех ночей. В первую ночь на репортера были науськаны летучие мыши, во вторую красавица встала из гроба, ну а в третью стало совсем нехорошо. Единственное спасение — чертить вокруг себя спасительные круги, мешать католические молитвы с православными и искать в глубине своего атеистического сердца необходимый для спасения религиозный трепет.
О том, что фильм снят по мотивам повести Гоголя "Вий", вспоминать, к счастью, не хочется. Согласитесь, есть известное изящество в том, чтобы перебросить действие в Штаты, бурсака Хому Брута сделать журналистом, а городок населить милейшими людьми а-ля герои "Общества" Брайана Юзны. Тем более что "Ведьма" рассчитана не только на отечественную аудиторию, но и на западного зрителя, незнакомого с литературным оригиналом и не имеющего ни малейшего представления об имевших место событиях, а потому более лояльного к их очередному киновоплощению. А ведь в Европе хорошо знакомы с этой историей. Первый и классический "Вий" - дипломная работа выпускников ВГИКа, созданная под гениальным руководством Александра Птушко впервые увидела свет в далекие шестидесятые. И пока Наталья Варлей исповедовалась в церкви за роль Панночки, заокеанские синефилы восхищенно взирали на диковинный ужастик из "страны снегов и медведей". Доподлинно известно, что в наши дни европейские видеомагазины украшают огромные постеры с Леонидом Куравлевым в роли Хомы Брута, подписанные непривычным для русского уха слоганом "Русский хоррор". Фильму Олега Фесенко, увы, такое не светит. К режиссуре этой картины как нельзя лучше подходит определение "беспомощность", и дело даже не в том, что в монтаж картины очень сильно вмешались продюсеры. Лучшие из худших эпизоды отдаленно восходят к советским лентам Таллинской киностудии — факт ностальгически приятный, но в целом ситуацию не спасающий. На все это можно было бы закрыть глаза, если представить себе, что перед нами дебютная полнометражка некого амбициозного вгиковца, но ведь в послужном списке режиссера Олега Фесенко это отнюдь не первый фильм. И как-то совсем тревожным кажется то, что в феврале нас ждет очередной "Вий" авторства другого Олега — Степченко, автора незабываемых в своем роде "Сматывай удочки" и "Мужской сезон. Бархатная революция": более подробная гоголевская экранизация и, судя по трейлеру, — дичь еще более крупная и впечатляющая. Интересно, что если "Ведьма" позиционируется как "первый российский ужастик" (что, кстати, являет собой самую вопиющую ложь), то новый "Вий" - как самый страшный российский фильм. И то, и другое свидетельствует об одном: кризис идей достиг своего Эвереста. Отечественный кинопроизводитель просто не в состоянии придумать ничего нового. В этом контексте такой чудовищный (в прямом и переносном смысле) трэш, как снятый в смутные 90-е макабрический опус "Прикосновение" Альберта Мкртчяна уже кажется безоговорочной классикой. И абсолютно недостижимой вершиной.
Анастасия Белокурова, InterMedia