Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛЬМОВ АКИ КАУРИСМЯКИ: ЭРА МИЛОСЕРДИЯ

30.11.06 15:41 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
РЕТРОСПЕКТИВА ФИЛЬМОВ АКИ КАУРИСМЯКИ: ЭРА МИЛОСЕРДИЯ

Ретроспектива фильмов Аки Каурисмяки прошла в кинотеатре "35 мм" с 16 по 29 ноября. Кто такой Аки Каурисмяки и чем хороши его фильмы, знает (или хотя бы слышал краем уха), наверное, даже самый сонный и ленивый кинолюбитель. Бескомпромиссность, категорический социальный пафос, столь редкое для лоснящегося современного искусства внимание к жизни угнетенных и обездоленных, помноженные на филигранное владение формой и убийственную, очень тихую, чисто национальную самоиронию - его золотой стандарт. Ярким персонажем является Аки Каурисмяки и в жизни. Каждый, кто имеет понятие о нем, легко может припомнить анекдотические истории: о способности мастера непрерывно пить финскую водку "Коскенкорва", о его страхах перед трамваями, корнями этот панический ужас уходит в те времена, когда будущий режиссер мальчуганом приехал в Хельсинки и впервые увидел это стальное огнедышащее чудовище, а также безумный, словно взятый из фильма самого Каурисмяки, эпизод когда Аки обратился в Финский кинофонд за субсидией, и в подтверждение того, что ему есть что сказать, прислал сценарий, но, правда, без последних двадцати страниц (с объяснительной запиской: их, мол, съела собака). Кинофонд ответил денежным переводом вдвое меньше запрашиваемого, прокомментировав свое финансовое решение точно так же: остаток съеден псом. Можно себе представить, что бы сказали Каурисмяки в схожем случае в нашей (по непонятным причинам нежно любимой финским автором) стране. Но дело не в этом, и даже не в собаке, хотя Аки явно к ним неравнодушен и часто задействует четвероногих актеров в своих фильмах. Волнует следующее. При взгляде на список кинопоказов у любого мало-мальски искушенного зрителя неизбежно возникнут вопросы. Им суждено остаться без ответа.
Безусловно, все фильмы: включенные в программу, выводящую на орбиту и совсем новую работу режиссера - "Огни городских окраин", являются каноническими, нужными и необходимыми; Аки Каурисмяки других никогда и не снимал. И пронзительные элегии "Жизнь богемы" и "Я нанял себе киллера", и уморительное ревю "Ленинградские ковбои едут в Америку" - безусловно являются необходимой пищей для возвышенных чувств каждого киномана. Однако, первое, что бросается в глаза: где "Тени в раю"? Где "Ариэль"? "Девушка со спичечной фабрики", завершающая часть "пролетарской" трилогии режиссера, в программе присутствует, двух остальных составляющих нет и в помине. (Части трилогии не связаны между собой общими героями и событиями, скорее определенной тональностью настроения, однако едва ли в данном случае это меняет дело.) Имеет место невольное (?) нарушение авторского замысла, и сам Каурисмяки, конечно же, не одобрил бы подобный подход. Прискорбным представляется и то, что на фестивале не нашлось места для общепризнанно лучшей работы Аки - шекспировской экранизации "Гамлет идет в бизнес"; "расхожий" сюжет перенесен в мир современной промышленной корпорации, при этом вся трагедия укладывается в контекст старинных черно-белых Б-фильмов 40-х годов. Не увидит зритель и дебют режиссера - выброшенные на финскую землю страсти романа "Преступление и наказание", и вторую его полнометражную работу - очаровательно-мрачную городскую сказку "Calamari Union". Если помечтать дальше, то уместным оказалось бы включить в программу и актерский дебют Аки Каурисмяки в лаконичном фильме его брата Мики "Лжец" - само имя героя, Виль Альфа, говорит о том, что в начале своей карьеры молодые финны буквально теряли рассудок на почве лент Жан-Люка Годара. А показ практически короткометражных миниатюр "Девушка со спичечной фабрики" и "Береги свою косынку, Татьяна" в рамках отдельных сеансов обусловлен лишь тягой организаторов к наживе: во всех приличных местах ленты подобного формата обязательно компонуются друг с другом.
С тоской можно вспомнить затеянную Наумом Клейманом и руководительницей финского Госкино Кирси Тюккюляйнен зимнюю (почему-то фильмы Каурисмяки всегда показывают у нас только зимой, впрочем, в этом как раз есть некий смысл) сказку-феерию 1997 года в "Музее кино": в течение месяца истинные ценители могли не торопясь разглядеть все (!) работы Аки и Мики Каурисмяки, по нескольку раз пересмотреть понравившееся, неформально пообщаться с самим Микой и госпожей Кирси. Впрочем, и тех шести-семи картин, которые вошли в куцую программу "35 мм" (злая ирония еще и в том, что выбраны фильмы, и так худо-бедно известные нашей публике, а, скажем, "Тени в раю" или "Calamari Union" не найти даже на черном рынке), для поверхностного знакомства вполне достаточно. Наступивший век войдет в мировую историю как эпоха дайджеста. Времена адаптации. Эра милосердия к тем несчастным, которые давно уже не способны воспринимать информацию в полном объеме.
Борис Белокуров, InterMedia