Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

05.12.2016

"Я НАНЯЛ УБИЙЦУ": УБЕЙ МЕНЯ СПЕШНО

23.11.06 15:59 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"Я НАНЯЛ УБИЙЦУ": УБЕЙ МЕНЯ СПЕШНО

Показ фильма "Я нанял убийцу" (I Hired A Contract Killer, Финляндия-Великобритания-Германия-Швеция, 1990, режиссер — Аки Каурисмяки, в ролях - Жан-Пьер Лео, Марджи Кларк, Кеннет Колли, Серж Реджани, Имоджен Клэр, Сирил Эпштейн) в рамках ретроспективы фильмов Аки Каурисмяки прошел в кинотеатре "35 мм" 21 ноября.
Анри Буланже (Лео) — французский эмигрант, человек без прошлого, уехавший из родной страны, так как "там его никто не любил", трудится тихим клерком в лондонской конторе: днем возится с бумажками на пыльном столе, а к ночи возвращается в съемную квартиру, где его ждут не менее одинокие цветы в грустных горшках, тусклые обои и старый чайник. Попав под сокращение и получив за пятнадцать лет верной службы неисправные золотые часы, Анри понимает, что в мире тотальной социальной несправедливости жить ему абсолютно незачем. Веревка и крюк, заботливо купленные в магазине, не оправдывают его ожиданий: вместо того, чтобы отправить мсье Буланже в мир иной, они словно вступают в негласный союз с бездушным механизмом бытия и, оборвавшись в нужный момент, превращают самоубийство в трагический фарс. Дабы довести нелегкое дело до конца, упорный Анри нанимает для собственной персоны профессионального киллера. После чего идет в паб, где впервые в жизни заказывает сигареты и виски — два главных средства обрести мужскую состоятельность. Третий необходимый алхимический компонент для уверенности в себе обретает облик светловолосой продавщицы роз, которая не только оставляет герою свой телефон, но и запечатлевает на его лбу пламенеющий, как цветок, поцелуй. С этого момента огни городских окраин засверкают для Анри новым светом, и умирать уже не захочется. Однако у убийцы на этот счет другое мнение.
С той же обстоятельностью, с которой Анри Буланже вбивает в стену предательский крюк, Аки Каурисмяки снимает свой первый зарубежный шедевр, стилизованный под картины 50-х британской студии Iling, в уютной камерности которых, еще не звучал раскатистый рокот "новой волны". Уникальное видение Лондона (в картине не увидишь ни рекламных огней Пиккадилли, ни Тауэрский мост, ни других опознавательных лондонских знаков) пришло с одной стороны из все тех же лент студии Iling, с другой стороны из раннего детства режиссера. Как-то раз маленького Аки повели в первый раз в кинотеатр на финский фильм "Песнь городских предместий". Травма, вызванная просмотром, оказалась настолько сильной, что, став режиссером, в собственном кино, в какой бы точке света он не снимал, Каурисмяки так и не смог себе позволить выбраться из спальных районов в центр.
Что же касается сюжетной канвы, то в данном контексте необходимо вспомнить фильм "Господин Рипуа" (1954) Рене Клемана с Жераром Филиппом, повествующем о жизни француза в Лондоне. Для Каурисмяки таким французом стал Жан-Пьер Лео (знаменитый Антуан Дуанель, альтер эго Франсуа Трюффо и сподвижник Жан-Люка Годара) — актер, котором Каурисмяки восхищался в юные годы, просиживая штаны в полумраке синематек, и которому спустя время весьма успешно подражал в "Лжеце" (1981) — первом фильме своего брата Мики — городском романсе, иронично рефлексирующем на темы "новой волны".
К тому времени, как финский режиссер задумал снимать "Я нанял убийцу", Лео пребывал в тяжелом кризисе. Смерть Трюффо и неделя, проведенная в тюрьме после того, как актер огрел соседку цветочным горшком (Каурисмяки отдает дань этому случаю, проделав то же самое в кадре со злополучным чахоточным киллером), привели его к затяжной депрессии. Кроме того, Лео, пятнадцать лет не игравший главных ролей, оказался на чужой земле в компании иностранцев, что не могло не отразиться на его и без того подорванном душевном здоровье. В первую же неделю съемок с ним случился нервный срыв и, как признается Аки, "провести его в шелковых перчатках через весь этот ад" было весьма нелегким делом. Другому любимому актеру режиссера - Сержу Реджани (в картине он - бармен, дающий работу и кров беглецу Анри), было просто велено стать за стойку и играть, как в "Золотой каске" (знаменитый фильм Жака Беккера 1952 года, принесший окончательный звездный статус Симоне Синьоре). Зато после завершения фильма "все плясали от радости", а больше всех сам Аки, пославший своеобразный привет своей синефильской юности.
Удивительно точный, выбранный согласно биению сердца ритм, невесомый минимализм выразительных средств и безукоризненная фиксация жизни, с которой как будто сорвали ненужную шелуху лишних мыслей и движений сделали свое дело: с момента своего появления на свет фильм "Я нанял убийцу" стал безоговорочной киноклассикой. И совсем неудивительно, что спустя время на просторах СНГ появился отечественный вариант известной истории под названием "Приятель покойника" Вячеслава Криштофовича, снятый по одноименному роману Андрея Куркова, где аналогичный жизненный карт-бланш разыгрывал Александр Лазарев-младший.
Анастасия Белокурова, InterMedia