Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"ПУШКИН. ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ": ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА

22.11.06 18:38 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ПУШКИН. ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ": ТЕОРИЯ ЗАГОВОРА

Пресс-показ исторической драмы "Пушкин. Последняя дуэль" (Россия, 2006, режиссер — Наталья Бондарчук, в ролях - Сергей Безруков, Анна Снаткина, Роман Романцов, Андрей Ильин, Сергей Никоненко, Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин, Борис Плотников, Инна Макарова) прошел в кинотеатре "Формула кино Европа" 21 ноября.
Фильм снят при участии пушкинского фонда "Истоки" и поначалу должен был называться "Пушкин: дуэль, смерть". Но поскольку, по мнению съемочной группы, имя поэта со смертью никак не вяжется, окончательное название картины было изменено на более щадящее.
Режиссер ленты Наталья Бондарчук родилась в семье режиссера Сергея Бондарчука и его первой жены, актрисы Инны Макаровой, боготворивших Пушкина, так что культ этого поэта окружал ее с раннего детства. Сама Бондарчук не раз признавалась в том, что после долгого молчания в детстве она впервые заговорила стихами Александра Сергеевича. Спустя годы на экраны страны вышел нашумевший фильм о декабристах "Звезда пленительного счастья" (1975), где она сыграла Марию Николаевну Волконскую (Раевскую). Эпизод об отношениях Волконской и Пушкина вырезали из-за его "незначительности", однако именно эта лента стала для Бондарчук тем фундаментом, на который она опиралась всю жизнь. Последняя полнометражная картина о Пушкине была снята в 1936 году, также можно вспомнить немой фильм 1913 года под красноречивым названием "Поэт и царь". Но с 30-х годов о Пушкине толком фильмов не снимал никто.
Нынешняя работа Натальи Бондарчук не рассказывает нам подробную историю жизни поэта; речь в картине идет о периоде, предшествующем знаменитой дуэли на Черной речке, самом поединке, смерти Пушкина и о том, как проходило расследование этой драмы, начатое по приказу императора Николая I. Здесь нет ни линейного сюжета, ни синхронизации во времени. При этом череда флэшбеков не распадается на отдельные фрагменты, а представляет собой довольно ясную картину видения Натальей Бондарчук этих трагических событий.
Вот Пушкин (Безруков) с удовольствием наблюдает за танцующей молодой женой, а вот скорчившись от ревности, читает злосчастные анонимки, вот он страстно декламирует Жуковскому стихи под статуей Петра Великого, а вот бьется в смертельной агонии на руках родных и друзей. В настоящем времени сменяют друг друга серые будни скрупулезного расследования полковника Галахова (Сухоруков), будоражат тайную полицию горделиво-ребячливые выпады в свете юного Михаила Лермонтова (Стычкин), уныло течет день за днем бремя траура очаровательной Натали (Снаткина). Постепенно становится понятно, что Пушкин стал жертвой заговора, действие приобретает детективный характер, однако имена настоящих виновников названы не будут, или вернее будет сказать - виновны все. А бисексуал Дантес (Романцов), как вы уже догадались, прямо названный и "Яго", и "черной пешкой в чужой игре", отбывает после процесса на родину, самодовольно усмехаясь в усы. Его миссия на данном этапе завершилась. Теперь уничтожением лучших умов России займутся другие.
Если отвлечься от сути картины (впрочем, любой человек имеет право на свое мнение, особенно после долгого и кропотливого сидения над архивными материалами), то, если бы не одно "но", фильм легко мог занять достойное место где-нибудь между редкими байопиками советских времен и фильмами Агнешки Холланд, так как снят он хоть и не виртуозно, но по-старомодному добротно (современный монтаж только понапрасну напоминает зрителю, что он смотрит кино выпуска 2006 года). А "но" это заключается в том, что в 2006 году видеть в роли Пушкина Сергея Безрукова нельзя, пусть даже учитывая тот факт, что актеру была предложена эта роль еще до того, как он сыграл в "Бригаде", "Есенине" и "Мастере и Маргарите". Так как Безруков, фигурально выражаясь, бросал Пушкина ради Есенина, уходил и возвращался, да и из-за других трудностей работа над проектом заняла семь лет. За это время сознание зрителя было атаковано Безруковым до такой степени, что в лучшем случае пришедший в кино человек в сердцах воскликнет: "Саша Белый! Что ты на себя надел?", в худшем — почувствует себя на невеселом маскараде. И дело даже не в том, плохо или отлично сыграл Пушкина популярный артист. Для роли такого плана требуется не примелькавшееся лицо, не вызывающее никаких ассоциаций, как это произошло в случае актрисы Анны Снаткиной, сыгравшей Натали.
Снимать фильм о Пушкине в свое время планировали Сергей Бондарчук, Сергей Герасимов и Марлен Хуциев. Не так давно отказ российских казначеев инвестироваться в аналогичный проект Эмиля Лотяну ускорил смерть этого замечательного режиссера от сердечного приступа. Вплоть до последних дней Лотяну, который в Советском Союзе снимал одни из самых кассовых фильмов в истории советского кино, не терял надежды найти финансирование, но во времена возрождения российского кинематографа этих денег просто не нашлось. Чему удивляться, если в области культуры современная Россия давно превратилась в еще один штат США - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Анастасия Белокурова, InterMedia