Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

10.12.2016
09.12.2016
08.12.2016

СИРЕНА ЗАСТАВИЛА МАЭСТРО РОЖДЕСТВЕНСКОГО СКРЫТЬСЯ СО СЦЕНЫ

21.11.06 19:29 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
СИРЕНА ЗАСТАВИЛА МАЭСТРО РОЖДЕСТВЕНСКОГО СКРЫТЬСЯ СО СЦЕНЫ

Концерт Государственной академической симфонической капеллы России в рамках фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, состоялся 20 ноября в Концертном зале им. П.И.Чайковского. Сочинениями Шостаковича дирижировал Геннадий Рождественский. Прозвучали произведения композитора, написанные в разных жанрах — симфоническом, вокально-ораториальном и театральном. Вниманию публики были представлены поэма "Казнь Степана Разина" для баса, смешанного хора и оркестра на слова Евгения Евтушенко (солировал бас Александр Киселев), сюита "Условно убитый", а также мировая премьера Симфонического фрагмента 1945 года, найденного и завершенного Геннадием Рождественским. Концерт начался со вступительного слова маэстро Рождественского, где он рассказал о случившемся три года назад открытии. В автографе клавира оперы "Игроки" были обнаружены 24 листа неоконченной оркестровой партитуры. Музыковедческий анализ показал, что неизвестный фрагмент является ни чем иным, как первым вариантом Девятой симфонии Дмитрия Шостаковича. Геннадий Рождественский дописал 5 страниц и представил эту музыку слушателям. Прозвучал достаточно длинный фрагмент драматической музыки, продолжающий линию "военных" симфоний Шостаковича - Седьмой и Восьмой. В конце сочинения излишне громко звучали ударные инструменты - наверное, таким образом дирижер желал поставить хоть какую-то точку в оборвавшейся партитуре.
Перед исполнением "Казни Степана Разина" Геннадий Рождественский зачитал воспоминания композитора Сергея Слонимского об этом произведении. Прозвучала поэма была довольно реалистично - вполне убедительно звучали и удары топора палача, и "харканье кровью", и финальный хохот Степана Разина. Во втором отделении маэстро познакомил публику с восстановленной им оркестровой сюитой "Условно убитый" из музыки к эстрадно-цирковому ревю. Это сочинение относится к прикладной музыке Шостаковича, написанной им по заказу. Сам композитор не придавал ей большого значения. Однако заметная тенденция последних лет по поиску и исполнению забытых произведений и здесь сыграла свою роль. В результате вниманию публики была представлена легкая искрометная музыка, написанная на забавный комический сюжет об "обороноспособности нашей страны, связи работы фронта и тыла" (в премьере 1931 года принимали участие Леонид Утесов и Клавдия Шульженко). Рассказав историю создания, Геннадий Рождественский сам объявлял далее название каждой части — "Галоп" ("Сейчас мы вам сыграем галопчик"), "Петрушка", "Официанты и официантки" и др., а при звуке финальной сирены, схватившись за голову, убежал со сцены. Впрочем, почти половину этой партитуры оркестр и так играл сам — дирижер, пританцовывая, только изредка направлял музыкантов. На бис был исполнен "Вальс", который больше всего пришелся по душе публике - благодаря забавному "квакающему" эффекту у труб.
Андрей Яночкин, InterMedia