Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016

"ПЕРЕПИСЫВАЯ БЕТХОВЕНА": ГЕНИЙ И МУЗА

30.10.06 16:10 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ПЕРЕПИСЫВАЯ БЕТХОВЕНА": ГЕНИЙ И МУЗА

Пресс-показ фильма "Переписывая Бетховена" (Copying Beethoven, 2006, режиссер — Агнешка Холланд, в ролях - Эд Харрис, Диана Крюгер, Мэттью Гуд) прошел в кинотеатре "Ролан" 27 октября.
Амбициозная студентка Анна Хольц (Крюгер) становится ассистенткой великого Людвига ван Бетховена (Харрис) во время работы композитора над его знаменитой Девятой симфонией. Анна переносит на чистовик нотную грамоту симфонии, попутно самоуверенно вносит собственные правки и пытается найти в этом сотрудничестве уверенность в том, что и она сама невероятно талантлива. Дряхлеющий, оглохший Бетховен пользуется шансом, что в его квартире постоянно находится молодая красивая женщина, и черпает последнее вдохновение в этих встречах. В этой нехитрой истории, вероятно, предпринята еще одна попытка преподнести свою версию знаменитой истории любви Бетховена к его "Бессмертной возлюбленной", имя которой и по сей день остается загадкой. После смерти великого композитора было обнаружено письмо-обращение к любимой женщине - тайна, которая не дает покоя многим исследователям и знатокам жизни гения.
Польская диссидентка, женщина-режиссер Агнешка Холланд известна не только своими киноопусами, в которых героем обычно становится либо польский еврей, либо великий бунтарь от искусства. В ее активе есть и сценарии к фильмам Анджея Вайды и сотрудничество с Кшиштофом Кесьлевским, что наложило неизгладимый отпечаток на собственное творчество Холланд. Фирменный знак фильмов Агнешки — внутренняя многозначительность событий и традиционный, старомодный киноязык. Некоторые даже считают, что никто, кроме Агнешки Холланд, не может говорить о человеческих отношениях более правдиво и откровенно (очевидно, имея в виду "Полное затмение" с отличными актерскими работами Леонардо Ди Каприо и Дэвида Тьюлиса).
В 1994 году режиссер Бернард Роуз снял Гэри Олдмана в роли Бетховена в известной картине "Бессмертная возлюбленная" - дикое, мелодраматическое зрелище, отмеченное гением исполнителя главной роли и вызывающее целый спектр эмоций: от полнейшего неприятия до почти неприличного восхищения. "Переписывая Бетховена", к счастью или к сожалению, не вызывает никаких чувств вообще. Это примерно так, как если бы поклонника живописи экспрессионистов посадить под замок в комнату, увешанную полотнами Рубенса. Светит, но не греет. И если, к примеру, в "Полном затмении" той же Агнешки главная претензия заключалась в том, что в отношениях французских поэтов Верлена и Рембо их поэтическому творчеству было уделено минимум экранного времени, то в новой работе женщины-режиссера музыка становится не просто лейтмотивом, но и самой сутью картины. Однако и это не спасает зрителя от чувства полнейшего недоумения. Совершенно не ясна и аудитория этой ленты. Ценители Бетховена не найдут в ней ничего нового (неожиданный Эд Харрис в этой роли тоже вызывает крайне странные эмоции), а массовому зрителю сомнительный конфликт отношений композитора и ассистентки и вовсе покажется тяжелым мелодраматическим бредом. "Мы связаны Агнешка, с тобой одной судьбой", - пел в свое время Булат Окуджава. Вряд ли сегодня найдется хоть кто-нибудь, кто, не глядя, подпишется под словами знаменитого барда.
Анастасия Белокурова, InterMedia