Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016

"САДЫ ОСЕНЬЮ": РЕВОЛЮЦИЯ ОПАВШИХ ЛИСТЬЕВ

26.10.06 18:24 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"САДЫ ОСЕНЬЮ": РЕВОЛЮЦИЯ ОПАВШИХ ЛИСТЬЕВ

Премьера лирической комедии "Сады осенью" (Jardins en automne, Франция, 2006, режиссер - Отар Иоселиани, в ролях - Северен Бланше, Отар Иоселиани, Мишель Пикколи, Паскаль Венсан, Лили Лавина, Дени Ламбер, Муна Ндие, Саломе Бедин-Мхеидзе) состоялась.
Министр сельского хозяйства Французской республики Венсан (Бланше) прекрасно справляется со своими обязанностями — открывает провинциальные выставки коровьих достижений, ездит на охоту с коллегой из Африки, принимает разнообразные подарки, содержит легкомысленную жену — любительницу шопинга. Но широкие народные массы им недовольны, на улицах начинаются демонстрации и беспорядки, под "Варшавянку" и "Марсельезу" на русском языке Венсана вынуждают подать в отставку. Теперь он никому не нужен, от него уходят жена, водитель и телохранитель, шикарную служебную квартиру приходится освободить. Зато в жизнь незадачливого министра возвращаются старые друзья и хорошие, добрые, а не жадные женщины. Непрерывное добродушное пьянство доведет его до работы садовником и сделает совершенно счастливым человеком. Вскоре из-за очередных народных волнений лишается должности и амбициозный приемник Венсана, бывший вождь толпы, не оправдавший ее чаяний. Кварталы старого Парижа тем временем заполняются темнокожими эмигрантами, постепенно уничтожающими все, что может скрасить жизнь пожилого французского неудачника.
Фильм, снятый Иоселиани в фирменной манере уютного бытового сюрреализма, проникнут грустной поэзией уходящей натуры. Осень жизни, как и осень года, надо встречать весело — как ни помирать, все одно время терять. Картина начинается с совершенно очаровательного эпизода, в котором пожилые французы бойко разбирают продукцию гробовщика, смакуя отличные качества вкусно пахнущих свежим деревом домовин. Всем хочется гнить в комфортных условиях. Этот эпизод наиболее ярко демонстрирует любовь режиссера к фильмам Жака Тати, которая и в целом отчетливо читается в его новой работе. Характерное для современного французского кино любование буржуазными ценностями Иоселиани переворачивает с ног на голову — отставной чиновник пьет и барагозит с православными священникам русского происхождения (но принадлежащими, судя по облачению, скорее к греческой церкви), расстается с этими самыми ценностями легко и весело в ритме бесконечного грузинского застолья. Кажущееся торжество демократических институтов, когда власть прислушивается к народным протестам и меняет не справившихся с работой государственных топ-менеджеров, в итоге оказывается в фильме знаменитого грузинского режиссера лишенным всякого смысла. Есть в картине и отчетливая нота "Вишневого сада" - любимый кабачок главных героев, стены которого украшала душевная веселая графика старого грузинского пьяницы-художника (Иоселиани), куплен арабами, которые закрашивают разрисованные стены. "Крась в три слоя — чтобы и следа не осталось", - равнодушно бросает новый хозяин. Жаль, что вишни не годятся на гробы, зато очень хороши как топливо для шашлыка. Иоселиани снял усталое кино, но это благородная усталость, которая только подчеркивает настроение фильма, к тому же лента получилась по своему плотной и динамичной, украшенной удачными актерскими работами. Вот только осеннее название фильма не очень читается российским зрителем — парижская осень, по Иоселиани, сойдет за хорошее московское лето. Выходя из кинозала на улицу, отчетливо понимаешь: вот это — осень!
Борис Гришин, InterMedia