Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"КИРПИЧ": СОВЫ — НЕ ТЕ, КЕМ ОНИ КАЖУТСЯ

12.10.06 16:29 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"КИРПИЧ": СОВЫ — НЕ ТЕ, КЕМ ОНИ КАЖУТСЯ

Пресс-показ фильма "Кирпич" (Brick, США, 2005, режиссер — Райан Джонсон, в ролях — Джозеф Гордон-Левитт, Нора Цетнер, Лукас Хаас, Ной Фляйс) прошел в кинотеатре "35 мм" 10 октября.
Ученик калифорнийской школы Брендон Фрай (Гордон-Левитт) получает загадочный телефонный звонок от своей бывшей подруги Эмили, которая в истерике бессвязно лопочет что-то о кирпиче, человеке по кличке Штырь, каком-то Фриско, и просит о помощи. Вскоре девушка исчезает, а мизантроп Брендон понимает, что она — единственная, кого он любил в этой жизни, и бросается на ее поиски. Расследование приводит его сначала к трупу девушки, а потом и к виновникам ее смерти. Школьные секреты на поверку оказываются не менее опасными, чем взрослые тайны, а порой скрывают в себе куда более изощренные страсти и преступления.
Дебютный фильм молодого режиссера Райана Джонсона "Кирпич" получил на фестивале "Санденс" Специальный приз жюри за оригинальный взгляд не случайно. Начнем с того, что паренек посмотрел в киношколе фильм братьев Коэнов "Перекресток Миллера", проникся мрачной атмосферой этой ленты и узнал об источнике вдохновения авторов — писателе Дэшиле Хэммете, основоположнике так называемой "hard-boiled school", или "черной школы" американского детектива (кстати, именно к этой формуле отсылает название одного из самых известных фильмов Джона Ву гонконгского периода). Голливудские ленты на эту тему, с легкой руки французского издательства "Галлимар", активно промышлявшего выпуском "Serie Noire" (криминальных книжек в черных обложках), получили название film noir.
Райан прочел всего Хэммета, посмотрел несколько классических нуаров, в том числе и знаменитого "Мальтийского сокола" с Хамфри Богартом, и решил рискнуть. Богартовская "усталая схватка со смертью" получила новое рождение в сценарии "Кирпича", где нуаровский канон был перенесен из сумрачных городских пейзажей 40-х на задворки современной обычной провинциальной школы, не менее мрачной, к слову. Довольно смелый шаг для дебюта. Однако даже самому предвзятому поклоннику жанра здесь совершенно не к чему придраться. Горячая смесь хэмметовских тонкостей с прямыми цитатами из "Мальтийского сокола" (вы не поверите, но статуэтка сокола в кадре тоже имеет место быть) и "Девушки с серебряными глазами", а также пронзительных интонаций еще более талантливого корифея "черного детектива" - Реймонда Чандлера - в удивительном единстве сочетает в себе атмосферу "Твин Пикса" Дэвида Линча и ряда других хрестоматийных лент, включая "Третьего человека" Кэрола Рида и "Китайский квартал" Романа Полански. При этом картина выглядит весьма современной, а низкий бюджет (продюсерами выступили друзья и родственники Джонсона) фактически незаметен благодаря уверенной операторской работе Стива Йедлина. Ко всему еще фильм демонстрируется с субтитрами, поэтому дает возможность насладиться оригинальной речью героев, говорящих на довольно забавном самодельном сленге, который привносит в высокий стиль диалогов нуара особый колорит современной субкультуры. Сам Джонсон признавался, что сейчас так никто не говорит, и для того, чтобы слегка снизить нехилый пафос отношений героев, в кадр то и дело сверху безмолвным свидетелем свешивается микрофон.
В заключение следует добавить, что в роли нового Богарта снялся Джозеф Гордон-Левитт — восходящая звезда Голливуда с более чем очевидным потенциалом отличного актера. Правда, его герой оказался больше похож на Виктора Цоя в фильме "Игла", чем на детектива "черной серии", но этот поистине очаровательный момент прибавляет "Кирпичу" несколько дополнительных очков. И заставляет вглядеться более пристально в ленту Рашида Нугманова.
Анастасия Белокурова, InterMedia