СБОРНИК "МИТЯЕВСКИЕ ПЕСНИ, ЧАСТЬ II"
В чем секрет популярности Олега Митяева? Как ни банально прозвучит это объяснение, но в песнях. Простых, понятных, щемящих, когда надо. Зайдя дальше многих бардов по пути мелодизма и серьезной работы над аранжировками, Олег бережно сохранил отношение к текстам. И теперь, на каких бы серьезных площадках ни встречался со своим зрителем Митяев, какой бы набор инструменталистов ни сопровождал его пение, от важнейшей составляющей своего творчества он не отказывается — в текстах по-прежнему слышно каждое слово, и рассказываются в этих стихах житейские истории: глупые, смешные, философские, но почти всегда узнаваемые и внятные. Нельзя сказать, что все произведения равноценны, но пяток композиций Митяева явно переживут автора.
Однако "Митяевские песни" — явление немножко из другой оперы. Все-таки концерты на сцене Кремлевского дворца даром не проходят: вольно или невольно, Олег Митяев начал восприниматься неотъемлемой частью шоу-бизнеса, фигуранты которого, поддавшись моде последнего времени, с некоторым исступлением перепевают песни друг друга. Даже неоспоримые звезды не обходятся без того, чтобы пригласить на свой сольный концерт толпу друзей и заставить их петь свои хиты. Таким способом поп-артисты будто бы признаются в том, что смертельно надоели своей аудитории, но сейчас в эту тему углубляться мы не будем. Митяевский трибьют отличается от прочих разве что бОльшим представительством в трек-листе фаворитов "Радио шансон", но в целом его выпуск продиктован тем же типичным для шоу-бизнеса желанием продавать одно и то же по многу раз. Песни Олега от чужого исполнения лучше не становятся, да и наблюдать за Ладой Дэнс, Лолитой Милявской и Надеждой Бабкиной, бьющихся с чуждым им репертуаром, - радость сомнительная.
В чем тут дело? Да в том, что произведения Митяева ценят за тексты и интонации, каковые способны воспроизвести далеко не все из приглашенных гостей. Впрочем, некоторые способны, но и это вызывает немой вопрос: а зачем? Зачем копировать автора, если он жив-здоров и сам может спеть свои песни? Из треков, тщательно сохраняющих митяевскую манеру, можно выделить "Экспедицию" в исполнении Юрия Гальцева: пение последнего мало соответствует его эстрадно-актерскому образу, так что можете ставить эту песню знакомым и просить угадать исполнителя — вряд ли угадают. Профессионально отработали солисты "Доктора Ватсона", которым досталась композиция "ЖЗЛ": ну да им не привыкать делать кавер-версии.
Еще менее удобоваримо выглядят номера, в которых участники трибьюта попытались вложить в песни Митяева какой-то собственный смысл. "Ариэль" зачем-то соорудил из "Чужой войны" удалой и диковатый фолк-рок, а Леонсия Эрденко дополнила произведения барда цыганскими вокальными приемами (с которыми слабо сочетается, например, встречающееся в тексте слово "видеоклип"). Лада Дэнс перепела известную "Француженку", но не попала ни в манеру Митяева, ни в собственную — получился унылый недороманс. А вот Надежда Бабкина была, как всегда, белозубо оптимистична, и в ее трактовке есть логика — мол, с каким же еще настроением петь песню с рефреном "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались"? Если же вы привыкли к более интимному и философскому исполнению — переслушайте лучше какой-нибудь сборник самого Митяева. То же относится к "Соседке", спетой Шуфутинским: песня, конечно, хороша, но, чем думать, сильно ли ее испортил бородатый шансонье или нет, имеет смысл включить не вызывающую вопросов авторскую версию.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia
.jpg)