Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"НЕОБУЗДАННЫЕ": О БЫКАХ И ЛЮДЯХ

02.10.06 18:03 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"НЕОБУЗДАННЫЕ": О БЫКАХ И ЛЮДЯХ

Показ драмы "Необузданные" (The Lusty Men, США, 1952, режиссер - Николас Рэй, в ролях - Сьюзен Хэйуорд, Роберт Митчум, Артур Кеннеди, Артур Ханникат) прошел в рамках программы "Классика Голливуда" I московского фестиваля американского кино "Образы Америки" в кинотеатре "35 мм" 1 октября.
Усталый, побитый жизнью ковбой Джефф Маклауд (Митчум) после двадцатилетнего отсутствия возвращается в родные места. В укромном месте (кстати, название еще одного из фильмов Рэя) он находит свой давний, прежний тайник: в нем книжка комиксов, револьвер и десятицентовик: когда-то монетка являлась для Джеффа реальной суммой. За годы странствий с ним произошло многое. Он стал не последним человеком в замкнутом мире турниров-родео, был первым, кто оседлал известного своей злобой быка "Зомби". Ныне Маклауд слишком стар и измотан, чтобы принимать участие в состязаниях. "Почему книги о правилах успеха пишутся успешными людьми?" - спрашивает его случайный собеседник, встретившийся старик. - Их должны писать неудачники". И, однако, Джефф находит выход, обучает молодого Уэса Меррита брать быка за рога, и вместе они снова начинают брать верх на "ринге", в ковбойских шоу разных штатов и городов. Появляются большие деньги, от них Уэс совершенно теряет голову. Он беспробудно пьет, забывает о своих планах покупки ранчо и все меньше внимания уделяет своей умнице-жене Луизе (Хэйуорд), в которую давно уже тайно влюблен Маклауд. Следует ссора с мордобоем, Уэс начинает "быковать" и упрекает Маклауда в полной никчемности. Джефф решает вновь - всем назло! - выйти на арену, где погибает, трагически и нелепо.
Простой, вполне линейный сюжет "Необузданных" легко пересказать в небольшом абзаце. Гораздо труднее на бумаге передать всю чарующую атмосферу этой полузабытой и удивительной ленты. Пожалуй, никогда (ни до, ни после) кинематограф не освещал диковатую для нас, но совершенно понятную американцу тему родео с такой обстоятельностью. Укрощение диких животных показано как гибрид спорта с азартной игрой. Завораживают подробности ритуалов, впечатляют не всегда удачные попытки удержаться на спинах рогатых исчадий ада породы "брама" - "единственных зверей, которые атакуют с открытыми глазами". Таких не возьмут участвовать в корриде, разве что кто-то сознательно пожелает матадору летального исхода. Высокой поэзией звучат даже сами имена коней и быков; первых зовут "Затмение", "Высокое напряжение" и "Апрельский дурак", вторых - "Ночная жизнь" или "Весенняя лихорадка". Странный, искаженный, но чем-то очень притягательный мир. В дальнейшем Николас Рэй продолжит изучение экзотических форм цивилизации в картинах о цыганах ("Горячая кровь") и эскимосах ("Невинные дикари"). Но это произойдет уже на закате его карьеры.
Понятно, что фильм Рэя все же не о быках и лошадях, а о людях. С той же неторопливостью, с какой он показывает подробности бешеных скачек, режиссер подводит зрителя к мысли о невозможности мирного сосущество¬вания человеческих особей, женщин и мужчин. Тому немало способствует филигранная игра актеров: хорош Артур Кеннеди ("Ранчо с дурной славой"), еще более примечательна своей нестандартной красотой малознакомая нашему зрителю Сьюзан Хэйуорд. Про Митчума и говорить не приходится, начало 50-х - время его абсолютного взлета ("Макао", "След кота"), и уже не за горами лучшая, программная роль в "Ночи охотника" Чарльза Лоутона. Глядя в глаза Митчума (а в "Необузданных" Николас Рэй не поскупился на крупные планы), кажется, что он и сам это знает.
Таким оказался лучший фильм программы "Классика Голливуда", преподнесенный организаторами "на закуску". Что ж, этого следовало ожидать. Не напрасно обозреватели Cahier du cinema так восхищались (наряду с лентами Сэма Фуллера и Дона Сигела) творчеством одноглазого потомка викингов, не зря под таким впечатлением от этого автора находился Вим Вендерс, зафиксировавший агонию умирающего Рэя в "Молнии над водой". И пусть автора "Бунтовщика без причины" никогда всерьез не воспринимали в Голливуде, пусть весь свой гонорар за "Необузданных" режиссер быстро промотал в казино. Зато сегодня мы имеем счастье видеть, как фильм полувековой давности может дать сто очков вперед любой современной кинопродукции.
Борис Белокуров, InterMedia