Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

"MALA NOCHE": ПАРЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ ПАРНЯ

02.10.06 18:03 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"MALA NOCHE": ПАРЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ ПАРНЯ

Показ фильма "Mala Noche" (Mala Noche, США, 1985, режиссер — Гас Ван Сэнт, в ролях — Дуг Куэйт, Сэм Дауни, Нила Маккарти, Рэй Монж, Роберт Ли Питчлинн, Тим Стритер) прошел в рамках программы "Гении начинались так" I московского фестиваля американского кино "Образы Америки" в кинотеатре "35 мм" 1 октября.
Гении начинались так. Первый и, пожалуй, главный (не считая чересчур элитарного Дерека Джармена) пропагандист гей-культуры в таком масштабе, независимый режиссер Гас Ван Сэнт представлен на фестивале американского кино своим знаменитым черно-белым дебютом с непереводимым названием "Mala Noche". И на английском языке название звучит по-испански, что означает коротко и ясно - "Дурная ночь". А все потому, что когда-то в городе Портленде молоденький гей-продавец влюбился без памяти в юного мексиканца Джонни Алонсо, нелегала, парнишку с явными криминальными наклонностями и холодным сердцем. Герой тратит свое время зря: на его беду, Джонни не гомосексуалист; все попытки наладить контакт терпят сокрушительное фиаско, предлагаемые 15 долларов за ночь любви, с презрением отвергаются, а внутренний мир объекта желания кажется донельзя мутным. Более того, Джонни откровенно глумится над влюбленным, а поскольку мексиканцы обосновались в соседнем захолустном отеле, длинноволосый красавец маячит перед глазами злополучного гея, как красная тряпка перед быком. И здесь как нельзя уместным кажется то, что в своем внутреннем монологе герой подмечает: "У того, кто совокупляется с быком, вырастает рог". Несчастная любовь и в то же время ее острая нехватка толкают парня в объятия брутального друга Джонни, но и этот роман заранее обречен на неудачу. Другой бы давно плюнул и послал всех вместе взятых мексиканцев куда подальше, но наш герой — интеллигент, потерянный и хрупкий "художник" в каменно-неоновых джунглях большого города не перестает надеяться обрести свою любовь.
Эта душераздирающая история легла в основу автобиографического романа Уолта Кертиса и была экранизирована Ван Сэнтом за 20 тысяч долларов, накопленных им собственноручно. Уже не раз подмечалось, что в первых фильмах режиссера влияние киноэстетики 60-х имеет первостепенное значение. В частности, в "Mala Noche" отчетливо прослеживается творческий почерк Жана-Люка Годара: Ван Сэнт снимает своих героев так, как мэтр французской "новой волны" абсолютно вуайерски исследовал камерой свою подругу, актрису Анну Карину, другими словами - слишком лично. Все происходящее для героя — действительно дурная ночь, черно-белая, гипнотически поддержанная безысходным гитарным саундтреком, в липкой паутине которого мечется по равнодушным улицам Портленда незадачливый персонаж. Цвет в картину проникает всего дважды, через глазок камеры, с помощью которой герой фиксирует свое недолгое счастье, снимая мексиканцев на видео. Некоммуникабельность в духе ранних американских опусов писателя Лимонова становится главным лейтмотивом происходящих событий. Откровенные сцены "акта любви" партнеров несут в себе скорее танатос, нежели эрос, и только горько-сладкая самоирония превращает подобное действо в нечто удобоваримое для глаз. Такая внутренняя свобода и кинематографическая раскованность не могли не произвести впечатление на пропагандистов и адептов американского индепендента, итогом чему стали приз "За лучший независимый/экспериментальный фильм или видео" Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков в 1987 году и приз на Туринском МКФ геев и лесбиянок в 1988 году. В 80-х фильм справедливо считался глотком свободы в мире табу на любую инаковость, однако в наши дни его бунтарское, антибуржуазное значение теряет смысл. Особенно, если помнить о том, что спустя 12 лет Ван Сэнт снимет "Умницу Уилла Хантинга" - абсолютное любование той Америкой, которую он столь горько живописал в своих ранних работах.
Анастасия Белокурова, InterMedia