Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

03.12.2016
02.12.2016
01.12.2016

"БЕЗОГОВОРОЧНО": КОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЖОНА УЭЙНА

02.10.06 18:02 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"БЕЗОГОВОРОЧНО": КОМИЧЕСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДЖОНА УЭЙНА

Показ комедии "Безоговорочно" (Without Reservations, США, 1946, режиссер - Мервин Ле Рой, в ролях - Джон Уэйн, Клодетт Кольбер, Дон Дефор, Энн Триола) прошел в рамках программы "Классика Голливуда" I московского фестиваля американского кино "Образы Америки" в кинотеатре "35 мм" 30 сентября.
Никакой ошибки: на экране и впрямь самые настоящие комические приключения Джона Уэйна, что должно немало удивить тех, кто привык видеть этого артиста в образе рейнджера, бравого вояки, шерифа, одним словом, скупого на слова мужчины с железобетонной волей. Вступительное слово Кирилла Разлогова так же обещало веселое зрелище, при этом видный теоретик и практик кино исхитрился провести параллель (!) между фильмом Мервина Ле Роя и открывшей фестиваль "Образы Америки" "Черной орхидеей" Де Пальмы. Но если аналогия и прослеживается, то, видимо, в том, что в обеих картинах как-то обыгрываются странные особенности голливудских нравов.
Действие фильма "Безоговорочно" начинается в просмотровом зале. Только что завершилась затяжная война. Ушлая молодая писательница Кристофер Мэдден (Кольбер), как сумела, отобразила ее в бестселлере "Вот оно, завтра", судя по всему, представляющему собой типовой пафосный ура-патриотический бред из жизни американских солдат (времена "Молодых львов" Ирвина Шоу еще не наступили). Киномагнат Болдуин (аллюзия на Сэмюела Голдвина?) не прочь экранизировать нашумевшую книгу. Он показывает литературной дебютантке рекламный ролик будущей ленты. Мисс Мэдден довольна просмотром. Еще больше она довольна тем, что рожденных в ее воспаленном сознании героев воплотят Лана Тернер и Кэри Грант. Все бы ничего, но капризный Кэри по своему обыкновению стал тянуть волынку и, ссылаясь на нехватку времени, прислал на студию телеграмму с отказом. Кто же изобразит храброго рыцаря ВВС, летчика Майкла Уинстона? Путешествуя на поезде, мисс знакомится с двумя неотесанными, но обаятельными морскими пехотинцами (Уэйн и Де Фор). Один из них, Расти Томас, кажется, может подойти. Не открывая своего настоящего имени, девушка пускает в ход механизм бытовой дипломатии.
К большому горю писательницы, темноволосый морпех с низким голосом относится иронически ко всему, что связано с популярным романом; киносюжеты он тоже воспринимает со скепсисом. Ему, простому парню в военной форме, никогда не понять, как Лана Тернер на протяжении длинного повествования может гоняться за Кэри Грантом, слыша в ответ лишь категоричное "нет"; подобную "драму" он справедливо считает оторванной от реальной жизни. Мисс Мэдден не оставляет своего намерения. Вся эта коллизия завлекает героев в долгое путешествие по обочинам американского континента, с заездами в Нью-Мексико и прочую глушь. Здесь картина Ле Роя, к счастью или к сожалению, из едкого издевательства над шоу-бизнесом превращается в залихватское роуд-муви, сравнимое своим пафосом с легендарными "Странствиями Салливана" Престона Стерджеса. На бурлескный стиль этого ведущего пропагандиста жанра "социального фарса", и ориентировался в этом, не слишком типичном для себя фильме Мервин Ле Рой, к 1946 году давно уже заслуживший себе репутацию автора "проблемного", фиксирующего болевые точки своей страны ("Маленький Цезарь", "Я - беглый каторжник"). Поставил он и невероятно популярный у нас "Мост Ватерлоо", согласно точному определению того же Разлогова - "безумную мелодраму на фоне лондонских пейзажей, реконструированных в Голливуде". Видимо, режиссера (начинавшего свою карьеру "двойником Чаплина" и исполнителем ролей жокеев и забавных подростков) попросту утомили социальные и сентиментальные страсти; захотелось попробовать себя на ниве, освоенном Хоуксом и Уайлдером. Что ж, у него получилось "семейное" целомудренное кино на уровне лучших образцов. Понятно, что здесь Ле Рою было никак не обойтись без Клодетт Кольбер, еще со времен "Это случилось однажды ночью" привыкшей появляться на экране в образе напористой дамочки. Но удивительно, что и "человек-скала" Уэйн оказывается вполне уместен без "кольта" и жестяной шерифской звезды!
Пожалуй, именно этой "облегченной" ипостасью "Дьюка" фильм обязан тому, что не затерялся в веках. Вдобавок, это все-таки (как и "Странствия Салливана") "кино о кино", и в этом аспекте оно дарит нам целую россыпь приятных сердцу мелочей: то промелькнет в крошечном эпизодике настоящий "живой" Кэри Грант, то пробежит сломя голову известная нью-йоркская колумнистка Луэлла Парсонс… Итог - безоговорочно приятное зрелище.
Борис Белокуров, InterMedia