Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"ПАРФЮМЕР": ЕЩЕ ОДИН СГОРЕЛ НА РАБОТЕ

16.09.06 20:19 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ПАРФЮМЕР": ЕЩЕ ОДИН СГОРЕЛ НА РАБОТЕ

Премьера фильма "Парфюмер" (Perfume: The Story Of A Murderer, США-Германия-Испания-Германия, 2006, режиссер — Том Тыквер, в ролях — Бен Уишоу, Рейчел Херд-Вуд, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Биргит Минихмайер, Каролина Херфурт) состоялась в кинотеатре "Октябрь" 13 сентября.
17 июля 1738 года "в самом вонючем месте Парижа" - на городском рынке, построенном на месте так называемого Кладбища Невинных, на свет появился младенец — сын неизвестного отца и нищей торговки рыбой. Вопреки ожиданиям матери, малыша не постигла участь четверых ее предыдущих детей, рождавшихся мертвыми или жившими не более нескольких часов. В самый неподходящий момент новорожденный подал голос, подписав тем самым матери смертный приговор. Родильницу схватили и через несколько недель повесили, обвинив в многократном детоубийстве, а малыша отдали в сиротский приют, дав ему имя Жан-Батист Гренуй. Прошло восемь лет — и мальчика определили в помощники кожевника, а когда наш герой, чудом выживший в дубильных мастерских, стал почти юношей, случай столкнул его с одним из тринадцати лучших парижских парфюмеров — престарелым итальянцем Джузеппе Бальдини. Эта встреча и определила дальнейшую судьбу пятнадцатилетнего Жана-Батиста, а также судьбы еще множества жителей Франции, прежде всего — жителей городка Граса, где через несколько лет Гренуй, человек, наделенный двумя нечеловеческими особенностями — распознавать любой запах почти сколь угодно далеко и не источать собственного аромата, - совершил серию убийств юных девушек. До поры до времени никто не мог его схватить, покуда жертвой Гренуя не стала красавица Лаура, дочь местного богача, второго консула Граса - Антуана Риши.
Кажется, только ленивый не написал о том, кто из режиссеров с мировым именем в разное время не отступился от идеи экранизировать "Парфюмера". Как теперь, наверное, известно каждому, в этом списке (скорбном? почетном?..) значатся Тим Бертон, Ридли Скотт, Мартин Скорсезе, Милош Форман и Стенли Кубрик. Немецкий режиссер Том Тыквер оказался то ли храбрее, то ли наивнее своих коллег (что, впрочем, не исключает одно другого) и попытался-таки воплотить в жизнь казавшуюся невозможной затею — не просто перенести на большой экран любопытный сюжет о жутком маньяке, убивавшем девственниц, чтобы добыть из их тел дивный аромат, но еще и передать средствами киноязыка сразу две истории. Одну — о гениальном чудовище по имени Жан-Пьер Гренуй, то ли дьяволе, то ли недочеловеке. Другая история связана с запахами и, в сущности, повествует о них же (поскольку не одна страница романа Зюскинда посвящена подробнейшему описыванию запахов, и приятных, и омерзительных — так что очень скоро начинаешь слышать их словно наяву). Результат тыкверовской попытки оказался сродни Греную. То есть, мягко говоря, неказист. При этом следует признать, что с литературным первоисточником режиссер обращался в целом весьма бережно, хотя кое-где и сократил отдельные сцены, кое-каким второстепенным персонажам "переписал" судьбу (как, скажем, в случае, с первой воспитательницей Гренуя, мадам Гайар), а кое-где подпустил чрезмерного "оживляжа" (как в сцене дистилляции кошки Бальдини, в романе начисто отсутствующей). Тем не менее составить непредвзятое впечатление об истинном масштабе и значимости одного из самых знаменитых романов XX века благодаря тыкверовскому фильму столь же сложно, сколь и благодаря приведенному в этой рецензии синопсису "Парфюмера". И если в первые минуты картины еще присутствует ощущение, что режиссер хоть как-то стремился передать, пардон за каламбур, дух произведения — отсюда весь этот нехитрый и предсказуемый, но все же эффектный натурализм (голый, покрытый кровью и слизью, младенец в ворохе рыбьих кишок, разлагающаяся рыба, клубок трупных червей и проч.), - то уже через полчаса картина резко меняется. Никакого намека на симфонию запахов больше нет и в помине (даже такой незамысловатый прием, как крупный план ноздрей главного героя, впоследствии уже не будет применен) — зато есть стойкое чувство, что смотришь посредственную экранизацию малоизвестной сказки. Это ощущение мало-помалу сменяется понемногу крепнущим подозрением, что фамилия Тыквер явилась лишь грандиозной мистификацией и приманкой для дистрибьюторов, а на деле фильм снимал некто, представляющий собой помесь страдающего мигренью (и потому неспособного сосредоточиться) Тима Бертона с заметно ожесточившимся, но еще не полностью утратившим веру в человечество Лассе Халльстремом — отсюда и эта любовь к "сказочным" спецэффектам, и неизбывная тяга к необязательному гротеску, и сентиментальные нотки, явно проскальзываюшие при обрисовке образа главного героя. А сцена на площади, в которой Гренуй наблюдает псевдооргию (о которой стоило бы сказать отдельно — как-то уж очень вяло и безрадостно изображают свальный грех занятые в массовке актеры, и как-то чрезмерно целомудренно поджимают они ноги, прежде чем продемонстрировать городу и миру свою неприглядную наготу), перемежающаяся флэшбеками, заставляет вспомнить неприличную фразу из бородатого анекдота (посмотрите фильм — непременно догадаетесь, какую). Сам Тыквер утверждал в одном из интервью, что снимал картину о всеобъемлющем чувстве любви. В итоге же получилось кино про трудоголика, слишком поздно сообразившего, что можно было не работать, а просто… как бы это помягче сказать? - наслаждаться интимным общением. Отдельного упоминания заслуживают поистине чудовищный дубляж ленты, благодаря которому эмоции почти всех героев кажутся утрированными, и вопиюще плохая игра суперзвезды мирового кино Дастина Хоффмана, для которого роль парфюмера Бальдини, похоже, является худшей за всю карьеру. Вот с кем режиссеру действительно повезло — так это с исполнителем главной роли. Двадцатипятилетний англичанин Бен Уишоу, звезда лондонского театра "Олд Вик", прекрасно воплотил на экране образ помешанного на любимом занятии уродца, не являющегося человеком в полном смысле слова. И никакой Тыквер не смог ему в этом помешать.
Белла Чернова, InterMedia