Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

22.05.2017
21.05.2017
20.05.2017
19.05.2017

"БАШНИ-БЛИЗНЕЦЫ": ЧЕРНЫЙ СЕНТЯБРЬ ОЛИВЕРА СТОУНА

13.09.06 03:03 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"БАШНИ-БЛИЗНЕЦЫ": ЧЕРНЫЙ СЕНТЯБРЬ ОЛИВЕРА СТОУНА

Премьера фильма "Башни-близнецы" (World Trade Center, США, режиссер — Оливер Стоун, в ролях — Николас Кейдж, Майкл Пенья, Мария Белло, Мэгги Джилленхол, Майкл Шеннон, Джей Эрнандес, Энтони Пиччинини, Алекса Герасимович, Морган Флинн) состоялась в кинотеатре "Октябрь" 10 сентября.
Ранним утром 11 сентября 2001 года в две 110-этажные башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке с интервалом в 18 минут врезались два авиалайнера "Боинг-767", оба следовавшие рейсом Бостон — Лос-Анджелес (очень скоро выяснится, что крушение самолетов стало частью заранее спланированной масштабной террористической операции). Менее чем через полтора часа после того, как упал первый борт, стала рушиться Южная башня ВТЦ, а еще через 20 с небольшим минут — Северная. Спасателям удалось извлечь из-под груды завалов 20 выживших. Среди них были двое полицейских — Джон Маклофлин и Уилл Химено, - прибывших на место трагедии почти сразу после известия о крушении первого лайнера. Такова реальная предыстория тех событий, что мы увидим в фильме Стоуна.
Раннее утро 11 сентября 2001 года, Нью-Йорк. Над одной из улиц мелькает огромная тень самолета. Следующий кадр: экстренное совещание в полицейском участке, на котором становится известно, что в Северную башню Всемирного торгового центра врезался авиалайнер. Сержанту Джону Маклофлину (Николас Кейдж), его подчиненным Уиллу Химено (Пенья), Доминику Пеццуло (Эрнандес) и еще нескольким полицейским приказывают незамедлительно отправиться на место трагедии (попутно Химено звонит жена (Джилленхол) и сообщает о крушении второго самолета). Добравшись до места происшествия, Маклофлин со товарищи проникают в обреченное здание и оказываются в подземном торговом центре — выйти из которого им уже не суждено, поскольку ВТЦ начинает рушиться. Почти через сутки полумертвых, искалеченных, едва не задохнувшихся, но не сломленных духом Маклофлина и Химено - единственных оставшихся в живых из отряда - вытащат из-под обломков башен-близнецов благодаря стараниям бывшего морского пехотинца Дэйва Кэрнса (Шеннон), примчавшегося в Нью-Йорк из Коннектикута.
Оливер Стоун известен своей любовью к предельно безыскусным названиям фильмов, довольно точно отражающим, как правило, суть той или иной его кинопостановки. Однако на этот раз "политическая совесть Америки", что называется, попала пальцем в небо: уж очень несопоставимы, при всем уважении к подлинным участникам реконструированных Стоуном событий Маклофлину и Химено, масштаб действительно чудовищной трагедии и личной драмы двух отдельно взятых, пусть и доблестных, полицейских. Здание (а точнее — то, что от него осталось) ВТЦ здесь — ничуть не символ рухнувшего на наших глазах миропорядка, а не более чем фон, на котором разворачивается удручающе предсказуемая (и довольно "локальная") история о двух хороших парнях, любящих свои семьи и честно выполняющих свой долг. Почему-то думается, что, назови Стоун свой фильм как-нибудь вроде "Cops" или "Ruin", это только добавило бы ленте очков (хотя, возможно, поубавило бы коммерческой привлекательности). Но это, так сказать, цветочки. Главное же, что мешает назвать "Башни-близнецы" картиной, заслуживающей того восторга, с каким все предвкушали выход "Главного Фильма о Событиях 11 Сентября", - его ужасающая насыщенность всевозможными штампами и клише, которых скорее стоило бы ожидать от кого-то вроде Норы Эфрон или Питера Челсома. Или — что далеко ходить за примерами — от Майкла Бэя, к слову, совсем недавно обвиненного Стоуном в "лакировке действительности" при изображении ужасов войны в пресловутом "Перл-Харборе". Тем более странно видеть, как Стоун уверенно идет по стопам своего идейного противника, порой ударяясь в неприятную сентиментальность, порой - демонстрируя то, что очень хочется назвать элементарным отсутствием вкуса: чего стоит хотя бы одно явление Христа одному из полицейских, впавшему в забытье, или словно взятые из какого-нибудь второсортного телесериала реплики вроде бесконечных парафразов на тему: "Как же я скажу Бьянке, что ее отец не вернется домой?" или: "Мою жену зовут Аманда. Если я не вернусь, передай ей, что я любил ее". Предположения, будто "все американцы делают это" (читай — так по-идиотски разговаривают), в данном случае, мягко говоря, безосновательны. В конце концов, удалось же младшему коллеге Стоуна, англичанину Полу Гринграссу, в другой кинематографической реконструкции событий 11 сентября — своем последнем фильме "Рейс 93" - адекватно, я бы сказала даже — бережно, передать ожидание и отчаяние и жертв теракта, и их близких, не заставив при этом героев разговаривать подобно ходульным персонажам из какого-нибудь "Армагеддона". После просмотра ленты Гринграсса особенно отчетливо осознаешь, что Стоун, как это ни печально, утратил тот дар, которым некогда владел мастерски (примеры тому - "Рожденный четвертого июля" или "Радиоболтовня"), - искусство возводить частные истории до уровня философского обобщения. Есть большой соблазн предположить, что компенсацией за эту потерю (от высших ли сил, от низших — решайте сами) для Стоуна станет четвертый "Оскар" - без сомнения, самый незаслуженный в его карьере.
Белла Чернова, InterMedia