Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

02.12.2016
01.12.2016

"ПОЦЕЛУЙ БАБОЧКИ": ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ

29.06.06 14:29 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ПОЦЕЛУЙ БАБОЧКИ": ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ

Показ криминальной драмы "Поцелуй бабочки" (Россия, 2006, режиссер - Антон Сиверс, в ролях - Сергей Безруков, Лань Янь, Анна Дубровская, Леонид Громов, Константин Воробьев, Андрей Астраханцев) прошел в рамках "Российской программы" ХХVIII ММКФ в Доме кино 25 июня.
Едва очнувшись от привычного тяжелого состояния, еще не видя (да и как бы он мог их видеть?) дымных титров с красотками и иероглифами, Коля Орланов (Безруков), петербургский плейбойчик, запойный пьяница и гений компьютерного вредительства, понимает, что прежнего регламента больше не будет. До этого весь его микрокосм состоял из взломанных защит, сложнейших паролей, всевозможных вирусов и "жучков". "Это же хорошо, когда нет жуков!" - восклицал впавший в делириум Билл Мюррей в фильме Джармуша "Кофе и сигареты". Однако для нашего героя и его малосимпатичных коллег все это казалось очень реальным и важным. Пока откуда-то не нарисовалась Ли, она же Лань Янь (Лань Янь), по уши увязшая в криминале ночная бабочка из Маньчжурии, узкоглазая и неуравновешенная фата-моргана (первоначально фильм так и назывался - "Китаеза"), постоянно исчезающая из поля зрения. Поминутно обращаясь к ней с известным вопросом: "Где вы теперь, кто вам целует пальцы?", у самого же себя вежливо интересуясь: "Куда ушел ваш китайчонок Ли?", Орланов бросается на розыски маньчжурской кандидатки в спутницы жизни. Очень скоро Коля понимает, что, выражаясь его же языком, "наступает такой край, что нужно гасить всю схему".
"Мой мотылек, зачем летишь к огню? Там смерть". Ключевую фразу этой отечественной картины категории "Z" вполне можно применить и к ее создателям. Без преувеличения можно сказать, что здесь собраны все имеющиеся штампы бульварных драм. Имена продюсеров Тодоровского и Месхиева поначалу позволяли надеяться если и не на "Американку" с "Бригадой", то по крайней мере на жанр без примесей, в чистом виде. Однако очень скоро дебютант в большом кино Антон Сиверс "признался" в интервью, что у него получился "эротический триллер", "история Ромео и Джульетты в наши дни". Но оставим в покое подобное определение шекспировской трагедии и обратимся к творчеству Сергея Безрукова, чья карьера в последнее время совершает кульбиты, столь же невероятные, как и сам "Поцелуй бабочки".
Заслуженно любимый народом за роль в "Бригаде", артист сразу после того попал в номинацию "люди, которые нас удивили", изобразив местечкового участкового в "Участке", и население буквально взвыло: "Саня Белый, что же за форму ты на себя нацепил?" Затем произошла попытка представить Сергея Есенина в виде приблатненного пацана из рабочего микрорайона. Об участии в воплощенном мракобесии "Мастера и Маргариты" неудобно и упоминать. Следует признать, что популярный актер с легкостью ошалевшего от яркого света чешуекрылого подписывается на всякий аттракцион, будь то русская рулетка или американские горки. И, как и все наши труженики кино, эти "держатели акций безумных идей", сам не знает, чего он хочет.
Чтобы окончательно добить зрителя, Сиверс и его команда увенчали свой "Поцелуй" песней Юрия Шевчука "Нежность без причин". А ведь не нужно излишних рассусоливаний, чтобы понять, что даже бунтарь без причины - признак дурачины, что уж говорить о таком непростом и парадоксальном понятии, как "нежность"! Впрочем, глядя на бестолковых и не слишком интересных героев фильма, можно предположить, что в этом названии содержится определенный, хотя и очень безрадостный смысл. Нежность без причин, игра без правил, люди без царя в голове. Мой мотылек, зачем летишь к огню?..
И все же можно без колебаний утверждать, что "Поцелуй бабочки" - отличная картина, ценная искренним желанием авторов реанимировать русский кинопрокат. Да, они бесконечно далеки от конечного результата. Но в моральном отношении такая попытка (кстати, как и в случае с "Клятвой" Чена Кайге) идентична его достижению. Через миллиард лет, когда у нас освоят "китайскую грамоту" и научатся делать фильмы, подобные "Горько-сладкой жизни" Кима Джи Уна или тому же нынешнему фестивальному хиту "S.P.L." Уилсона Йипа, потомки оценят творческий порыв ребят, создавших умилительно странное произведение о запутавшихся в своих чувствах питерских насекомых. Не "Поцелуй женщины-паука", но и не "Эффект бабочки", просто нечто за гранью нашего понимания. Пусть остается в веках.
Борис Белокуров, InterMedia