Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

04.12.2016
03.12.2016
02.12.2016

"СПИ, МОЕ ЗОЛОТКО": РЕТРО-КОМИКС О ПОТЕРЯННОМ СЧАСТЬЕ

26.06.06 17:00 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"СПИ, МОЕ ЗОЛОТКО": РЕТРО-КОМИКС О ПОТЕРЯННОМ СЧАСТЬЕ

Пресс-показ фильма "Спи, мое золотко" (Snivaj, zlato moje, Хорватия, 2005, режиссер — Невен Хитрич, в ролях — Любомир Керекеш, Иван Гловацкий, Инесс Божанич, Алан Малнар, Франк Кош, Влатко Дулич, Вишня Бабич, Ксения Маринкович, Мария Кон, Данко Люстина) в рамках конкурсной программы ХХVIII ММКФ прошел в кинотеатре "Октябрь" 24 июня.
Фильм начинается с того, что молодой человек под ритмы послевоенного танго ностальгически листает трогательный комикс о любви, как выясняется позднее, нарисованный им собственноручно. Но уже через секунду мы оказываемся в далеком детстве героя. Хорватское местечко Абиссиния (один из пригородов Загреба) ведет неторопливую, вполне счастливую жизнь во времена Второй мировой. Солдаты германской армии дружелюбно пьют водку в компании местных жителей, а случайные бомбардировки в худшем случае могут погубить сторожевого пса и разнести дом. Единственное, что нарушает тихую мирную жизнь, — это слухи о партизанах: таинственных и жестоких пришельцах, встречи с которыми следует опасаться — убьют. На этом живописном балканском фоне протекает нехитрая маленькая жизнь Томика, в котором "сложные" дела взрослых имеют куда меньшее значение, нежели общение с двумя столь же юными соседками — властной и энергичной Яной и возвышенной, ангелоподобной Тонкой. Добрую половину картины мы видим обширную панораму хорватской жизни до прихода к власти коммунистов. Затем флэшбек заканчивается, и перед нами возникает молодость героя - и, соответственно, совсем иная Хорватия. Но те же действующие лица, та же драма, та же тоска.
Лента идет два часа, и более тягучего зрелища не появлялось на наших экранах уже целую вечность. Бесконечные разговоры, щедро разбавленные медитативными пьянками и песнями, создают острое ощущение, что ты медленно и неотвратимо погружаешься в сонную трясину. В фильме нет ни одного героя, которому можно было бы хоть как-то посочувствовать. Существование и внутреннее самоощущение взрослого Томика, по сути, мало чем отличается от его бессмысленного детства. Уровень интеллекта героя, во всяком случае, остался прежним. Совершенно неясно, почему явный политический посыл картины (при немцах было хорошо, при коммунистах — плохо) вплетен в совершенно серую и неинтересную жизнь главного героя. Возможно, авторы хотели сказать, что, не приди к власти Коммунистическая партия, его судьба сложилась бы совсем по-другому. Однако драматургически это несколько абсурдное предположение ничем не подкреплено. Многие сюжетные линии не проработаны до конца, некоторые сцены вообще кажутся лишними. Исключительная достоверность изображаемой на экране жизни не способна вдохновить даже самых ярых поклонников реализма и многоплановых бытовых драм. А совершенно бессовестная заштампованность ключевых сцен заставит немедленно забыть этот просмотр, как тяжелый и неинтересный сон.
Смотреть на это было бы совершенно невыносимо, если бы не отличнейший закадровый саундтрек, включающий в себя как типичные балканские мелодии, так и очень симпатичные танго и фокстроты 40-50-х годов, благодаря которому кое-как можно досидеть в зале до конца. Впрочем, в Европе публика куда менее консервативна. Фильм стал обладателем многочисленных фестивальных наград, в том числе и Приза зрительских симпатий в Пуле.
Анастасия Белокурова, InterMedia