Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

07.12.2016
06.12.2016

СОЛНЦЕ ПОЕТ КОСМИЧЕСКИЕ СПИРИЧУЭЛС, А "КРОНОС" ИХ ИГРАЕТ

31.05.06 13:18 Раздел: Хроника Рубрика: Хроника
СОЛНЦЕ ПОЕТ КОСМИЧЕСКИЕ СПИРИЧУЭЛС, А "КРОНОС" ИХ ИГРАЕТ

Американский камерный ансамбль Kronos Quartet выступил 30 мая в Светлановском зале ММДМ с московской премьерой шоу "Sun Rings" ("Звуки солнца") на музыку Терри Райли в постановке Вили Вильямса. В исполнении принял участие российский вокальный ансамбль "Сирин" п/у Андрея Котова.
12 лет путешествий корабля Voyager, архив записей которого в 2000 году NASA предложило использовать "Кроносу" (хотя российские пираты выпустили их гораздо раньше), не прошли даром для культуры — во-первых, результатом стало хорошее профессионально-отработанное действо, состоящее из нескольких мелодичных, очень симпатичных по музыке частей, написанных в минималистской технике. Во вторых, послушав звуки космоса, невольно можно было порадоваться за наших, земных, электронщиков — наиболее одаренные из них "догнали и перегнали" инопланетян в своих изысканиях на аналоговых синтезаторах еще в 80-е годы ХХ века. Собственно, эти шумы и вносили эмбиентную нотку в общее звучание, - надо сказать, эклектичное со стилистической точки зрения, но при этом воспринимающееся по стилистике довольно целостным. Помимо атмосферных направлений электронной музыки, о которых напоминали не только звуки космоса, но и регулярно применяемая вполне земная электронная подложка (часто ритмизованная), здесь можно было услышать интонации спиричуэлс и джаза, "цеховые" ритмы в лучших традициях Fear Factory, интонации "Dies Irae", фламенко и протестантских хоралов, интонации музыки Metallica в исполнении хорошего акустического квартета. Не обошлось без низкого звука варгана и финального "Аминь" у хора в одной из частей. Больше всего это напоминало ритуальное представление под качественную world music, сочиненную профессиональным композитором с профессиональным применением средств выразительности, с интонационной основой спиричуэлс под впечатлением "Кармины Бураны" Карла Орфа. Воплощение идеи произошло на высоком уровне - и с точки зрения мастерства музыкантов, и в режиссерской работе, и в работе видеохудожника. Помимо транслировавшихся на заслонившем орган экране кадров, записанных "Вояджером" - протуберанцев, неясных вихрей, планет, звезд, космических аппаратов, - помимо математических формул и наполненных сакральным смыслом геометрических фигур, видеопроекции периодически охватывали пространство зала, то тут, то там вспыхивали блики света, вокруг "Кроноса" были установлены оригинальные светильники — железные прутики разной длины с маленькими лампочками на конце, степень яркости которых тоже варьировалась. Удачно выбранная манера исполнения музыкантов — и квартета, и хора — отличалась отсутствием вибрато, что придавало музыке нужную бесплотность и универсальность.
Порой космическую атмосферу дополняли раздающиеся то тут, то там в зале звуки рингтонов, иногда даже в одной тональности со звучащей со сцены музыкой, что рождало полифонический эффект и усиливало коммуникацию с залом, столь необходимую для настоящего ритуального действа.
Второй концерт "Кронос-квартета" с программой "Избранное" состоится в Светлановском зале 31 мая.
Мария Зуева, InterMedia