Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

09.12.2016
08.12.2016
07.12.2016

GULAG TUNES — "МЕЛОДИИ И РИТМЫ ГУЛАГА"

03.05.06 16:15 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
GULAG TUNES — "МЕЛОДИИ И РИТМЫ ГУЛАГА"

"Союз". Релиз диска состоялся в апреле.
Однажды мы с Алексеем Кортневым обсудили тему заигрывания интеллигентных музыкантов с блатным жанром. Как же так, говорил я, вот вы приличные люди, а "Мурку" по-английски перепеваете, "С одесского кичмана" записываете. Понятно, что это все шутки, но народ-то у нас темный, может и за чистую монету принять. В ответ лидер группы "Несчастный случай" говорил, что "Кичман" для него — всего лишь пример интересной работы с текстом, и заигрывания никакого нет. Интеллигентные люди все поймут правильно. В то же время Кортнев рассказал поучительную историю об исполнении им "Ночного ларька" (исключительно удачной пародии на "душевный шансон") на вручении какой-то спортивной премии: ветераны и действующие спортсмены явно сопереживали песне по-настоящему, после чего "Несчастный случай" зарекся показывать это произведение перед, так сказать, неподготовленной аудиторией. Я это к тому, что от менталитета нам никуда не деться, и блатная классика, как ни крути, в конце концов станет просто классикой. Это не значит, что нужно слушать только такую музыку и что вообще ее нужно слушать — как можно судить по репертуару, звучащему в автомобилях частных извозчиков, жанр давно не баловал новыми шедеврами. Однако те же "Мурка", "Таганка", "Созрели вишни", "Постой, паровоз" и прочие "Бублички" - это явления культуры: они вызывают радость узнавания, их мелодии становятся объектом вдохновения для сегодняшних композиторов (что, конечно, печально) и для циничных обработчиков (что приятно). Проект Gulag Tunes — пример очень здорового, хотя и потребительского отношения к классике жанра.
Альбом "Мелодии и ритмы ГУЛАГа", на обложке которого изображены лагерные вышки, колючая проволока и Иосиф Виссарионович в ожерелье из черепов загубленных им людей, включает 16 инструментальных кавер-версий в стиле серф. Объединение столь непохожих друг на друга "музык" пошло на пользу обоим жанрам. Максим Темнов, Михаил Антипов и Михаил Смирнов с легкостью достигают свойственного серфу тонизирующего саунда, а мелодический материал позволяет им добиться еще большего: если обычно серф-альбомам не хватает разнообразия и какой-то смысловой завершенности (собрались, взлабнули, разошлись — и что?), то в "Мелодиях и ритмах ГУЛАГа" к привычной позитивной бодрости добавляется полтора десятка знакомых мотивчиков. Что до пользы для шансона, то пластинка дает повод взглянуть на этот спорный жанр с новой стороны: в серф-обработках из него полностью исключается надрыв, а разухабистость заключается в рамки интеллигентных аранжировок (что не мешает под эти звуки колбаситься в танце — а можно ли представить танец под оригинальную "Мурку"?). Проекту Gulag Tunes мало мелодий, попавших в трек-лист: так, в "Перелетных птицах" друг в друга переходят также фрагменты "Спрячь за высоким забором девчонку…" и "Цыпленка жареного". Что характерно, отсутствия важнейшей для одесских и каторжанских песен текстовой составляющей совершенно не чувствуется: даже те, кто знает слова (а их знают очень-очень многие), и не подумают использовать диск в качестве фонограммы "минус один" - версии Gulag Tunes самодостаточны и без слов. Правда, если судить по количеству буклетных (и сайтовых) намеков на советскую экзотику, возникает ощущение, что в первую очередь альбом ориентирован на Запад. Но оценит ли заграница "surf instro versions of Russian traditional jailhouse songs", еще вопрос, а вот наша публика от свежего взгляда должна прийти в восторг. Кроме таксистов и спортсменов, конечно.
Алексей Мажаев, InterMedia