Ваш аккаунт активирован

Поздравляем! Ваш аккаунт активирован!

19.09.2017
18.09.2017

"ВИНЧЕСТЕР 73": НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ

28.01.06 18:54 Раздел: Рецензии и обзоры Рубрика: Рецензии и обзоры
"ВИНЧЕСТЕР 73": НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ

"Компания Светла". Релиз DVD состоялся в декабре.
(Winchester 73, США, 1950, режиссер - Энтони Манн, в ролях - Джеймс Стюарт, Шелли Уинтерс, Дэн Дьюриа, Стивен Макнолли, Миллард Митчелл, Уилл Джир.)
В 70-х годах на Диком Западе многозарядная винтовка "винчестер" образца 1873 года выполняла примерно те же функции, для которых в сов¬ременном мире нужны кредитная карточка и мобильный телефон, то есть служила одновременно источником дохода и средством для облегчения ком¬муникаций. Неудивительно, что, оказавшись в Додж-сити, городе, где за¬кон и порядок вершил легендарный шериф Уайатт Эрп (воспетый в великом множестве фильмов, лучшие из которых - "Моя дорогая Клементина" Джона Форда и "Перестрелка в О.К.Коралле" Джона Стерджесса), и узнав о неве¬роятном призе для победителя в состязании стрелков, Лин Макадам (Стю¬арт) сразу решил: "Мое!"
Макадам честно выиграл соревнование и получил заветный "винчес¬тер", но его главный конкурент и заклятый враг (а по совместительству родной брат и отцеубийца) "Голландец" Браун (Макнолли) украл "стрелял¬ку", тут же проиграл ее в карты типу, который сразу после своей победы налетел на острые ножи парней из племени сиу и... Одиссея перемещений злополучного экземпляра огнестрельного оружия и составляет основное содержание "Винчестера 73", отличного черно-белого киноромана, особен¬но рекомендуемого тем бедолагам, которые считают, что "винчестер" - деталь домашнего компьютера, с которым они и нянчатся, как не нянчатся даже с родным дитятей.
Поставившего "Винчестер" Энтони Манна во всем мире принято счи¬тать первой фигурой в стане создателей "нового" - отличающегося углуб¬ленными психологическими мотивировками и отсутствием избитых сюжетных ходов - вестерна. Этому немало способствовали отцы-основатели фран¬цузского киноавангарда, проталкивавшие в массы свои приоритеты всеми доступными им на тот момент способами. Наряду с Николасом Рэем и Сэмом Фуллером, их особой симпатией пользовался и Энтони Манн; Андре Базен так и вообще ставил созданные им десять вестернов чуть ли не выше все¬го на свете. Возможно, французов привлекало формальное совершенство киноряда - что ж, здесь и вправду "есть чем гордиться, с кого брать пример". Энтони Манн учился мастерству у Альфреда Хичкока и Виктора Флеминга, впоследствии - у Джона Форда. Набив руку на восьми собствен¬норучно поставленных гангстерских "нуарах", Манн приступил к разработ¬ке темы Дикого Запада, на территорию которого перенес часть атмосферы "черного" фильма: "Врата дьявола", "Жестяная звезда", "Симаррон"... Эстетика дилижансов, крытых фургонов и индейских дымовых завес оста¬лась той же, фабула же, как правило, была более внятной. Особенно час¬то на съемочных площадках фильмов Энтони Манна можно было видеть Джеймса Стюарта.
С Джеймсом Стюартом, конечно, сложнее. К 1950-му ему в силу воз¬раста уже как-то не к лицу было играть милых великосветских шалопа¬ев-бездельников (как-то было в картинах Капры и Кьюкора). Стюарт пе¬реключился на роли суровых, сугубо правильных, умудренных жизнью пар¬ней: отнюдь не Джон Уэйн, но, скажем, с Гэри Купером они в то время были вполне взаимозаменяемы. В этом главный просчет "неовестерна" - в репродукции надломленного и хаотичного мира подобный персонаж просто не выжил бы. Невероятно (единственное возможное исключение - "Полет "Феникса" Роберта Олдрича) даже вообразить себе Джеймса Стюарта, со¬вершающего глупый, подлый или же попросту нейтральный поступок.
Гораздо уместнее смотрится в фильме Энтони Манна "герой" Дэна Дь¬юриа, "Псих" Джонни Дин. Дьюриа, канонический актер жанра noir, умел умудриться запечатлеть на экране самые сумрачные и низменные стороны человеческого характера. Здесь этот классик жанра не изменил своему амплуа и сыграл отъявленного психопата. А миловидная Шелли Уинтерс (к слову, скончавшаяся две недели назад), звезда "Места под солнцем" - вариации на тему "Американской трагедии" Драйзера, - более не проявившая себя ничем, снялась еще в целой веренице ролей "правильных" героинь, прежде чем - уже на исходе своей карьеры - разлететься брызгами алого дождя в гангстерской саге Роджера Кормана "Кровавая мама".
Но там у героев в руках были уже автоматы "Томпсон".
Борис Белокуров, InterMedia